Уралкинофест откроется фильмом "День до"

Фильмом "День до" 2 сентября открывается 2-й Уральский фестиваль российского кино в Екатеринбурге. В отличие от многих кинофорумов он рассчитан не на экспертов-критиков, а на широкую зрительскую аудиторию. Поэтому и собирает на десятках своих экранов лучшее, что создано за год, далеко выходя за пределы артхауса - такое аритмичное, не скованное стандартным фестивальным ранжиром кино. И хотя будут эксклюзивные премьеры, по факту это "фестиваль фестивалей".

В конкурсе 11 картин. Кроме фантастического альманаха "День до" (режиссеры Александр Карпиловский, Александр Котт, Владимир Котт и Борис Хлебников) в борьбу за призы вступают "Невод" Александры Стреляной, "Хармс" Ивана Болотникова, "Скоро все кончится" Алексея Рыбина, "Жги!" Кирилла Плетнева, "Из Уфы с любовью" Айнура Аскарова, "Карп отмороженный" Владимира Котта, "Турецкое седло" Юсупа Разыкова, "Аритмия" Бориса Хлебникова, "Язычники" Леры Сурковой и "Частное пионерское-3" Александра Карпиловского. На финальной церемонии 8 сентября жюри во главе с режиссером Андреем Прошкиным объявит обладателей призов за лучший фильм, режиссуру, дебют, операторскую и актерские работы, присудит приз лучшему продюсеру. Есть конкурс короткого метра - здесь лауреат Приза зрительских симпатий определится зрительским голосованием. Свой приз вручит генеральный информационный партнер фестиваля - "Российская газета". Будет работать и традиционное жюри прессы.

Свои козыри выложат параллельные программы "Гала-премьеры" и "Взгляд XXI"; из хитов здесь российская премьера "Кроткой" Сергея Лозницы, фильмы "Холодное танго" Павла Чухрая, "Ложь или действие" Алексея Камынина, "Нашла коса на камень" Ани Крайс, "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов" Александра Ханта, "Добрый вечер" Федора Константиновича, "Что-то не так с родителями" Таисии Игуменцевой, "Софичка" Киры Коваленко, "Яна + Янко" Натальи Меркуловой... Обещаны творческие вечера комедиографа Аллы Суриковой и премьера ее новой картины "Любовь и Сакс"; почетный гость фестиваля Александр Сокуров представит свою "Тетралогию власти" ("Молох", "Телец", "Солнце", "Фауст"), а также работы учеников своей мастерской. Состоятся юбилейные ретроспективы фильмов Эльдара Рязанова и Андрея Кончаловского. Одна из заметных программ "В ожидании Октября" напомнит зрителям о предреволюционной ситуации вековой давности фильмами "Конец Санкт-Петербурга" Всеволода Пудовкина, "Агония" Элема Климова, "Цареубийца" Карена Шахназарова.

Представленная фестивалем панорама выявляет некоторые новые тенденции в российском кино. В разгаре смена поколений: большинство картин - дебюты, больше половины сняты женщинами - режиссерская профессия перестает быть вотчиной "сильного пола". Кинопроизводство уже не сосредоточено в киностолицах России - активно развиваются национальные кинематографии Якутии (фестиваль покажет "Костер на ветру"), Башкирии ("Из Уфы с любовью", "Бабич" Булата Юсупова), Кабардино-Балкарии (картины студентов Александра Сокурова из местного университета), фильмы снимают в больших и малых городах России. И хотя этот процесс тормозится недостатком профессионального опыта и дефицитом средств - и финансовых и технических, в наше кино вдруг хлынула жизнь огромной страны во всем разнообразии ее трактовок и авторских точек зрения. Кино выглядит уже не таким выморочным и лабораторным, оно теперь в более тесном контакте со своим зрителем. И амбиции у него другие. Так, свою лирическую комедию Айнур Аскаров адресовал землякам, признаваясь в любви столице Башкирии и не предполагая, что она выйдет на общероссийский экран, но ее искренность и обаяние проломили границы. При нормальной постановке проката у нас было бы вполне жизнеспособное многонациональное кино.

В отличие от многих кинофорумов он рассчитан не на экспертов-критиков, а на широкую зрительскую аудиторию

Из новинок фестиваля - старт перспективной программы "Фокус-группа". В ней пройдут пробные показы первых частей новейших телесериалов, которые вскоре появятся в эфире. Международную часть Открытого фестиваля в Екатеринбурге составит обширная программа китайских фильмов, в том числе хитов Каннского и Венецианского кинофестивалей.

Одно из ноу-хау Уралкинофеста - "Театральный антракт", в прошлом году пользовавшийся большим вниманием екатеринбургских зрителей. На этот раз театралы посмотрят видеоварианты оперы Джакомо Пуччини "Турандот" - одной из последних премьер "Геликон-оперы" (Москва), спектакля Александринского театра "Маскарад" (Санкт-Петербург), мюзиклов театра "Московская оперетта" ("Монте-Кристо" и "Граф Орлов") и Театра на Дубровке ("Обыкновенное чудо" и, по просьбам зрителей, легендарный "Норд-Ост").

И, наконец, самый интригующий отсек фестиваля - программа Russian VR Seasons, подготовленная ее куратором режиссером Георгием Молодцовым. Это незабываемый опыт виртуальной реальности, помноженный на возможности документального и игрового кино: надев шлем, вы оказываетесь в пространствах Байкала, Эльбруса, дореволюционного Эрмитажа или римского Колизея в момент схватки гладиаторов, почувствуете себя космонавтом, андроидом или ученым, проводящим на себе опасный эксперимент. К первым в истории VR-фильмам, созданным в Москве и Екатеринбурге, - картины из Германии, Франции, США и Белоруссии (включая анимационные).

Сферическое кино еще, конечно, аттракцион, но в нем уже видны начала художественных пространств, о каких мы читали у фантастов: зритель максимально погружен в действие фильмов, становится их участником, и камера - его субъективный взгляд на распахнувшийся мир. Не случайно павильон VR на Каннском фестивале, где была показана часть екатеринбургской программы, носил амбициозное название NEXT: следующий этап развития кинематографа.