01.09.2017 12:15
Поделиться

Музеи покажут уникальные картины "уральского Вуйчича"

Красноуфимский краеведческий музей собирает материалы, связанные с жизнью Евсея Якимова - художника-самоучки, родившегося без рук и ног. Некоторые из уникальных работ самородка из уральской глубинки переданы в екатеринбургский музей наивного искусства.

Если бы уральский художник-самоучка Евсей Якимов жил в эпоху интернета, безграничная слава ему была бы обеспечена. Как у Ника Вуйчича. Ведь люди, сумевшие, несмотря на инвалидность, переломить судьбу-злодейку и проявить свои таланты, вызывают огромное уважение во всем мире. Талантом самородка из далекой деревни Верхние Сарсы, с детства не имевшего рук и ног, но написавшего сотни полотен, в свое время восторгались уральские писатели Павел Бажов, Борис Рябинин. Но до нынешних времен дошли только отголоски истории жизни этого уникального самоучки, да несколько картин, пробившихся в музейные залы.

В село Верхние Сарсы Красноуфимского района, где родился Евсей, ныне даже на внедорожнике сложно пробраться. В этих красивейших местах некогда снимался советский сериал о судьбе уральского крестьянства "Тени исчезают в полдень". Сейчас исчезла, стала тенью и деревня, остались только пустые, но крепкие избы староверов. Возможно, на чердаках заброшенных домов до сих пор и лежат творения Евсея Якимова, которые художник запросто раздаривал землякам.

Не менее достойна фильма и история жизни самого Евсея. В тревожные послереволюционные годы появление в семье кузнеца Якимова, где уже подрастало десять детей, одиннадцатого, необычного чада земляки восприняли как нехороший знак. И то: у младенца - ни рук, ни ног. Вместо одной - только кривой отросточек, напоминающий культю, с тремя крючковатыми пальцами. Соседи шептались: неужто выживет? Он же беспомощен как овощ, как же существовать будет! Но Якимовы чужих россказней не слушали, только сплотились семьей, чтобы вывести последыша в люди.

О каких-то особых условиях для инвалидов, понятно, в те годы не рассуждали. Когда пришло время идти Евсею в школу, сшили заплечный мешок, в котором старшие носили его на занятия, а в классе соорудили специальную лежанку и стол, чтобы безрукому было удобно учится писать. Смастерили так же ручку с особыми креплениями на пальцах ноги, и мальчик начал выводить буквы на удивление красивым почерком.

В деревне была только начальная школа, желающим учится дальше нужно было топать в соседнее село за десятки километров. Так далеко носить Евсея на загривке никто не решился. Но учителя не оставили без внимания талантливого и любознательного мальчика, организовали своеобразное дистанционное обучение. Время от времени привозили или присылали по почте задания, и Евсей на лежанке в избе грыз гранит науки, а также карандашом рисовал все, что видел: деда на лавке, кота, березку за окном. Однажды тетради инвалида, исписанные красивым почерком, увидели в сельсовете и попросили написать плакат в местный клуб. Домашние удивились, когда Евсей попросил расстелить посреди комнаты кумач, развести белую краску и с кисточкой в зубах стал ползать по полу. Буквы выводились на удивление ровные, а чтобы видеть перспективу, мальчик просил время от времени поднимать его к потолку. Так началась художественно - оформительская карьера уральского самородка.

Все подробности жизни удивительного земляка нам рассказала сотрудник Красноуфимского краеведческого музея Любовь Алексейчик. Вот уже более 20 лет она изучает биографию самородка и собирает материалы, связанные с жизнью Евсея Якимова. Письма, фотографии, картины и даже мебель, которую приспосабливал под себя уникальный художник. По ее просьбе смонтирован диафильм "Уроки мужества", который она показывает школьникам, пришедшим в музей изучать историю родного края.

Уроки равнодушными не оставляют. В тонкостях художественного мастерства ребятня, понятно, не разбирается, но история силы духа человека, казалось бы, обреченного на прозябание, впечатляет. Сейчас редко кто из молодежи читает некогда классические "Как закалялась сталь" или "Повесть о настоящем человеке", образ героя формируют боевики и фентези. Человек - молния, человек - паук.… Но рассказ о том, как реальный земляк, человек без рук и ног умудрился не только владеть кистью, но и, к примеру, лихо гонять по окрестностям на сконструированной по собственным чертежам мотоколяске, убивает наповал.

- У Евсея был друг Андрей, слепой от рождения. Они вместе умудрялись ходить в лес по грибы и ягоды. И на зарисовки пробирались в самые живописные места округи. Андрей везет коляску, Евсей подсказывает, где лучше пройти. Большинство пейзажей появились на свет благодаря такой дружбе. - рассказал племянник художника Евгений Якимов. - Но в основном работал дома. Самый большой мольберт был размером два на два метра. По указанию дяди мы, ребятишки, либо подносили полотно к окнам и ставили вертикально, либо укладывали на пол. Тут же выставляли краски, банки с керосином для мытья кистей, тряпку. Работая на полу, дядя перекатывался по полотну, нанося краску кистью в зубах.

"Дерзкие и самобытные", - так оценивают полотна инвалида искусствоведы. Правда, пока вживую можно увидеть только шесть картин Якимова. За счет муниципальной казны в районный музей по рекомендации Союза художников была приобретена единственная картина - "На охоте". Произошло это еще при жизни художника в шестидесятые годы прошлого века. Затем появилось еще два пейзажа окрестностей родной деревни. Огромные ели, утесы над рекой и все это окружено таинственной, сказочной атмосферой неведомых дорожек могучего Урала. Не случайно пейзажи Якимова отмечал и создатель сказов Бажов и уральский геолог-краевед Модест Клер.

Дух народных сказаний живет и на "утилитарных" полотнах, созданных Евсеем Якимовым - на клеенчатых прикроватных ковриках. После войны художнику посыпались заказы от земляков с просьбой нарисовать что-нибудь "этакое", чтоб прикрыть стенку у кровати. И тут фантазию Евсея было не унять. По клеенке понеслись разудалые тройки с ямщиками, хулиганистые олени пировали вместе с охотниками, из леса прищуренным глазом смотрели лоси. Сколько было создано этих ковриков, не знает никто. Один из них племянник художника передал в екатеринбургский музей наивного искусства. Пока музейные залы ремонтируют, но ближе к концу года обещают открыть для посетителей.

Рассказывали нам и о других "настенных работах", что лежат сейчас на чердаках и в чуланах в деревнях Красноуфимского района. Истинно народный художник продолжает жить среди народа. Вот только жизнь эта получается подпольная. Хотя уникальный самородок достоин большего.

Кстати, Евсею Якимову районные власти часто поручали рисовать портреты вождей. Сталины его кисти украшали кабинеты чиновников. Художник подобные работы не любил, но заказы - денежные, а пособий по инвалидности тогда не платили. Однажды вышла промашка. Поручили нарисовать портрет Берии в парадной форме. Особо тщательно и долго выписывал ордена, не жалел ни золота, ни бронзы. Но когда портрет уже был готов, пришло известие, что Берию арестовали. Крепких слов от злости за потерянное время и материалы Евсей, по воспоминаниям очевидцев, не пожалел.

В 1960 году Евсей, после многочисленных обращений в советское правительство, добивается права на изготовление для него индивидуальных протезов. В сопровождении матери он едет в Москву, где в институте ортопедии по спецзаказу делают для него "руки", и там встречается с удивительной души женщиной - Клавдией. На тяжелой работе в годы войны она ослепла и в столицу приехала, чтобы оспорить группу инвалидности. Случайно столкнувшись, Евсей и Клавдия подружились, а через год поженились. И уральский художник переехал жить и работать на ее родину - в приволжский старинный город Балахна.

Справка "РГ"

Евсей Якимов родился в 1919 году в селе Верхние Сарсы Красноуфимского района Пермской губернии. В 1941 году Евсей Якимов уже известный художник в Саране и Красноуфимске. В 1946 году впервые участвует в свердловской областной выставке народного творчества. В 1962 году экспонирует свои работы на выставках, женится и в этом же году переезжает в город Балахну Горьковской области, работал в мастерских художественного фонда. Умер в 1976 году, оставив большое творческое наследие.