Поправки в Бюджетный кодекс о приостановлении действия его отдельных положений разработал минфин - документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Нынешняя редакция кодекса предполагает, что проект федерального бюджета на очередную трехлетку правительство вносит в Госдуму до 1 октября, а какие-либо изменения в законы о налогах ведомства могут инициировать не позднее чем за месяц до этой даты, то есть максимум до 1 сентября. Суть в том, чтобы успеть учесть эффект от этих изменений на формирование доходов и расходов бюджета. Барьер в виде сроков снимут по просьбе минэнерго, которое участвует вместе с минфином в разработке новой системы налогообложения нефтедобывающих компаний. Ее параметры обсуждаются уже третий год.
"Мы поставили вопрос о необходимости корректировки пункта Бюджетного кодекса, - сообщал в середине августа первый замминистра энергетики Алексей Текслер. - Учитывая стадию проработки НДД (налога на дополнительный доход. - Прим. ред.), мы считаем, что все-таки его надо принять в этом году; мы инициируем временную отмену этой нормы Бюджетного кодекса, чтобы до 1 декабря принять законопроект".
Сам документ о новой системе налогообложения еще летом был направлен в правительство, после того как минэнерго и минфин утрясли разногласия. Остались технические нюансы, пояснял Алексей Текслер. По его словам, корректировка Бюджетного кодекса в подобных случаях происходит почти ежегодно, поэтому в самой процедуре "нет ничего нового".
Однако, учитывая историю формирования до сих пор не принятого законопроекта об НДД, нынешняя корректировка может стать знаменательной. Обсуждение нового налога идет с осени 2014 года, причем сначала речь шла об НФР - налоге на финансовый результат, проект которого минфин отверг из-за вероятности краткосрочного выпадения доходов бюджета.
Текущая версия НДД предполагает, что ее будут вводить на новых и зрелых месторождениях, где добыча нерентабельна из-за высокой степени обводненности и не превышает 15 миллионов тонн нефти в год. Ставка НДД составит 50 процентов от доходов с продажи нефти за вычетом расходов. Для месторождений, которые перейдут на НДД, будет действовать пониженная ставка НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и нулевая ставка экспортной пошлины для новых месторождений.
В целом задача текущих изменений - это введение единого, системного механизма, который исключает огромное количество адресных льгот и ручное управление, под которым находится налогообложение отрасли последние 15 лет. Так, НДД предусматривает автоматическую связь между доходностью добычи и величиной налогообложения. Тем не менее, пока не принят закон об НДД, минфин держит высокой общую налоговую нагрузку на нефтедобытчиков, в частности дополнительное слагаемое при расчете НДПИ будет действовать до 2021 года.