03.09.2017 18:25
Поделиться

Столичные школы стали важной составной частью умного города

В столичные детсады, школы, колледжи и вузы в минувшую пятницу пошли около двух миллионов человек, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. Первый день учебного года глава города встретил в Хорошевском районе, где открылась новая школа.

Построили ее на улице Авиаконструктора Микояна. Новый четырехэтажный корпус на 700 мест расположен рядом со школой №1409, поэтому он войдет в состав этого образовательного комплекса. Сюда будут ходить учащиеся 8-11 классов и воспитанники 7-го кадетского класса. Поздравив ребят и их родителей с двойным праздником - Днем знаний и новосельем, глава города заглянул в кабинеты и посмотрел, в каких условиях предстоит учиться детям. По его словам, идеи по интерьеру предлагали старшеклассники. "Здание построено при участии учащихся и учителей, которые вместе с проектировщиками ее создавали, - пояснил Собянин. - Школа оснащена всем необходимым для обучения". Есть библиотека с читальным залом, специализированные кабинеты информатики и иностранного языка, помещение для кружков, лекционная аудитория с местами для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Закуплены интерактивные доски, проекторы, компьютеры, ноутбуки и другие устройства. В школьном дворе оборудована спортивная зона с футбольным полем, площадками для волейбола и баскетбола, беговыми дорожками и тренажерами. Главная фишка - трансформируемая площадка для мини-гольфа и поле с большими шахматными фигурами.

Всего с 2011 года в Москве построили 279 зданий детских садов и школ. 213 из них возвели за счет городского бюджета, 66 - на средства инвесторов. К 1 сентября открылись еще пять новых школ общей вместимостью около 6 тысяч мест. Самая большая в стране - на 2100 человек - в Некрасовке. В большей части учебных заведений - скоростной интернет, лаборатории, компьютеры, интерактивные доски. Все это элементы умного города, характерные для развитых мегаполисов, говорят аналитики консалтинговой компании KPMG. Так, в школе №627 запустили пилотный проект с технологиями виртуальной и дополненной реальности. В качестве "подопытных кроликов" - уроки физики и биологии. Например, дети надевают шлем и видят в разрезе двигатель внутреннего сгорания. Или же могут изучать строение лягушки - для этого нужно навести камеру смартфона на плакат. К сентябрю будущего года материально-техническую базу в рамках проекта "Московская электронная школа" полностью обновят - придут новые интерактивные панели и ноутбуки. Главной проблемой однако остается контент. На первых порах специалисты сделали полторы тысячи сценариев уроков, но они оказались не востребованы. Сейчас создавать и загружать их на единую интернет-платформу могут сами учителя. В системе уже 48 тысяч уроков, 8 тысяч из них уже прошли модерацию и доступны педагогам. Но это не значит, что проект заменит живого учителя, говорит директор школы №2096 Илья Новокрещенов. "Платформа экономит время учителей на подготовку к занятиям, - пояснил он. - Уроки же стали гораздо интереснее, о чем говорит посещаемость и успеваемость учеников".

Меняется и система школьного образования в целом. Его качество подтвердило первое масштабное исследование по стандартам PISA, которое провели в столице в прошлом году. В нем приняли участие более 42 тысяч учащихся из 608 школ - в основном девятиклассники. Они отвечали на вопросы по чтению, математике и естественным наукам. Очередной урожай наград принесли олимпиадники. В этом году на Всероссийских олимпиадах они побили свой предыдущий рекорд и привезли 817 дипломов. Москвичи традиционно сильны в биологии, химии и математике. В этот раз еще успешно справились с историей, русским языком и ОБЖ. По словам главы департамента образования Исаака Калины, достичь таких результатов помогли смена системы финансирования школ и оплаты труда педагогов, обновление материальной базы и создание крупных образовательных центров. Сыграли свою роль и профильные классы: медицинские, инженерные, кадетские и недавно созданные академические. В них ребята углубленно изучают предметы по своему направлению и готовят себя к выбору будущей профессии. Определится с делом всей жизни также помогают "Университетские субботы", "Профессиональная среда" и другие проекты. Большой выбор предоставляют кружки и секции, которых год от года все больше. Это и бальные танцы, и футбол, и иностранные языки, и музыка, и вокал. Есть и новые направления - робототехника и информационные технологии.

В планах департамента на этот год - постепенно трансформировать преподавание "Технологии" и "Информатики", чтобы те соответствовали современным реалиям. Еще одно, уже свершившееся новшество, - школьники с 1 сентября теперь бесплатно посещают столичные музеи. В списке - 90 музеев, подведомственных департаменту культуры. Например, Музей Москвы, Музей космонавтики, Выставочные залы музея А.С. Пушкина и другие.Учителя там смогут проводить выездные тематические уроки, а школьники - не ждать организованных экскурсий и ходить в музеи в любой удобный для себя день. По задумке авторов проекта, музеи в состоянии заменить детям компьютерные игры и смартфоны. Как ожидается, уже в первый год посещаемость может увеличиться как минимум на 30%. Сегодня по будням в музеи приходят порядка 5,5 тысяч школьников, а в дни бесплатного посещения цифра увеличивается в пять раз - каждое третье воскресенье месяца и на новогодних каникулах бывают больше 25 тысяч учащихся. При этом в течение года экскурсии в музеи организуют меньше половины школ.

Кстати

В московские детсады идут более 424 тысяч малышей до 7 лет, а в школы зачислено 108 тысяч первоклассников. При этом более 90% родителей выбрали школу для своего ребенка рядом с домом.

Тем временем

Опубликован новый рейтинг московских школ. Первое место занял лицей Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". На второй позиции - лицей № 1535, замыкает тройку школа №179 Московского института открытого образования. Эксперты, в частности, смотрели на результаты ОГЭ и ЕГЭ, олимпиад, соревнований JuniorSkills Russia и WorldSkills Russia. Дополнительные баллы школы могли получить за обучение детей-инвалидов и за каждого прилежного и законопослушного ученика.