04.09.2017 22:10
    Поделиться

    Евсей Гурвич: Госдолг России останется на безопасном уровне

    Правительство приступает к финальной стадии подготовки проекта федерального бюджета на ближайшие три года. По основным направлениям отдельные изменения могут показаться не принципиальными, но в сумме они меняют картину бюджетной безопасности.

    Она остается в центре политики министерства финансов после падения цен на нефть и соответствующего резкого сокращения доходов государства. Как и действующий закон о финансовой трехлетке, бюджет на 2018 год будет исходить из консервативного предположения о том, что цены на нефть вернутся в диапазон 40-45 долларов за баррель.

    В последнее время мы наблюдаем рост собираемости налогов, в частности НДС и акцизов на алкоголь. Ожидается, что эта тенденция продолжится, а значит, в целом доходы будут несколько выше запланированных действующим законом о бюджете. Часть этих дополнительных доходов будет использована на увеличение расходов, но в основном они будут направляться на сокращение бюджетного дефицита.

    При сохранении ранее запланированного объема государственных заимствований это дает возможность резко снизить расходование резервов, сохраняя их на случай нового обвала цен на нефть.

    Объем ФНБ стабилизируется на уровне свыше 4 триллионов рублей, госдолг останется на безопасном уровне

    Если ранее предполагалось, что Резервный фонд будет исчерпан в середине этого года, а затем для финансирования дефицита бюджета планировалось задействовать средства Фонда национального благосостояния, то сейчас картина иная: использование на эти цели средств объединенного фонда (в феврале 2018 года Резервный фонд объединяется с ФНБ. - Прим. ред.) в 2018 году сокращается примерно на триллион рублей. В результате объем Фонда национального благосостояния стабилизируется на уровне более 4 триллионов рублей, а объем государственного долга остается на экономически безопасном уровне.

    Со следующего года вводится в действие новое бюджетное правило: базовая цена на нефть ("цена отсечения") устанавливается на фиксированном уровне в 40 долларов за баррель в ценах 2017 года, и начиная с 2019 года непроцентные (не идущие на обслуживание государственного долга) расходы должны быть равны расчетным доходам при базовой цене на нефть.

    Следующий год станет переходным - допускается превышение непроцентных расходов на расчетными доходами на величину до одного процента ВВП (около триллиона рублей).

    В результате к 2019 году фактически будет восстановлена бюджетная сбалансированность, снизится зависимость бюджета от цен на нефть, повысится инвестиционная привлекательность российской экономики. В 2016 и первом полугодии 2017 года мы уже наглядно убедились в наличии связи между ответственной макроэкономического политикой и доверием инвесторов. В частности, в этот период чистый отток капитала снижался, происходило укрепление рубля, во многом объясняющееся значительным притоком нерезидентов на рынок государственных облигаций.

    Тем самым создаются условия для роста инвестиций и производства. Это не единственный стимул для экономики, который заложен в бюджетную политику. Планируются также введение инвестиционной льготы по налогу на прибыль на сумму до половины инвестированных в производство средств и меры по выводу экономики из "тени".

    Будет усилен контроль за теми секторами, где наиболее распространено уклонение от налогов (так, с 1 июля 2018 года розничная торговая сеть должна быть полностью охвачена контрольно-кассовой техникой), будут развиваться и интегрироваться между собой информационные системы налоговых и таможенных органов и внебюджетных фондов. Все это должно способствовать "обелению" экономики, а значит, обеспечит равные конкурентные условия для всех участников.

    Реальная величина доходов федерального бюджета в 2017-2020 годах будет оставаться почти стабильной - среднегодовой рост не превысит одного процента, что объясняется в первую очередь снижением нефтегазовых доходов.

    Реальные расходы федерального бюджета возобновят рост с 2020 года, до этого будут сокращаться на 4% в год

    Расходы вплоть до 2019 года в номинальном выражении останутся практически на прежнем уровне, а в реальном будут сокращаться темпами инфляции (примерно на 4 процента в год), что соответствует динамике последних лет. На этом период бюджетной консолидации завершается, и с 2020 года возобновится повышение расходов федерального бюджета даже с поправкой на инфляцию.

    Предполагается, что в 2018 году суммарные расходы будут примерно на 200 миллиардов рублей выше, чем по действующему закону. В основном увеличиваются расходы по разделам "Общегосударственные вопросы", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность", "Образование".

    По другим направлениям расходы остаются такими же, как и было ранее зафиксировано, или же незначительно снижаются - последнее касается здравоохранения и социальной политики. Однако в данном случае правильнее смотреть на расширенный бюджет, дополнительно включающий региональные бюджеты и государственные внебюджетные фонды: в этом ракурсе расходы как на здравоохранение, так и на социальную политику, напротив, увеличиваются.

    В целом бюджет на 2018-2020 годы продолжит ту линию, которая была намечена в предыдущем трехлетнем бюджете и обеспечит переход от финансовой стабилизации к росту экономики.

    Поделиться