Как стало известно "Российской газете", минфин внес в правительство разработанный совместно с минэкономразвития законопроект о неналоговых платежах (к ним относятся утилизационный сбор, плата за возмещение вреда дорогам с большегрузов и так далее). Это рамочный закон, он станет основой "кодекса неналоговых платежей".
Законопроект распространяется на все обязательные неналоговые платежи, которые носят индивидуально-безвозмездный характер, либо взимаются за выдачу документов, подтверждающих определенные права, и связаны с ведением предпринимательской деятельности. В первоначальной редакции перечня неналоговых платежей федерального уровня их было более 30, рассказал "РГ" директор Департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Вадим Живулин. Все они рассматривались на заседаниях рабочей группы по установлению на среднесрочный период моратория в отношении неналоговых платежей, которую возглавляет министр экономического развития Максим Орешкин. "Это не исчерпывающий список, так как существуют еще региональные платежи, перечни которых также должны быть составлены по каждому субъекту РФ, - пояснил Вадим Живулин. - В случае принятия законопроекта будет проведена масштабная инвентаризация существующих обязательных платежей. При этом взимать с предпринимателей можно будет только те из них, которые будут признаны обоснованными в ходе такой работы. Это снизит общую неналоговую нагрузку и сделает правила взимания публичными, открытыми и понятными".
Законопроект предполагает, что после 1 июля 2019 года можно будет не платить по платежам, которые не попадут в специальный реестр или информация о которых не появится в Интернете в установленном порядке.
После того, как документ примет Госдума во втором чтении, будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей, сообщили "РГ" в пресс-службе минфина.
Кроме того, к любому новому платежу или изменению существующего бизнесу дадут подготовиться: принятые об этом акты будут вступать в силу не ранее 1 января следующего года либо через полгода после опубликования. Похожее правило вводится по новым формам отчетности, связанным с платежами. Упорядочивается определение ставок платежей. Проект также дает ряд процедурных гарантий компаниям, касающихся точности расчетов, - возможность быстрого получения справок о платежах, проведения совместной сверки, перерасчета.
По словам Вадима Живулина, при подготовке законопроекта были учтены основные замечания бизнеса, такие как установление четких критериев отнесения платежей к "обязательным", закрепление обязанностей органов, администрирующих платежи, и плательщиков, а также придание деятельности по систематизации обязательных платежей публичного характера (формирование интерактивного реестра).
Бизнес-объединения неоднократно говорили о необходимости упорядочить неналоговые платежи и описать, как они вводятся. Это стало одним из главных предложений в перечне из 25 пунктов, которые в феврале "большая четверка" (ТПП, РСПП, "Деловая Россия", "ОПОРА России") передала в правительство для включения в план роста экономики до 2025 года.
Однако законопроект охватывает лишь те платежи, чей характер близок к налогам и сборам, а затраты на выполнение обязательных требований (наподобие организации хранения данных операторами связи по антитеррористическим поправкам) под данное в проекте определение не подпадают, говорит президент "ОПОРЫ России" Александр Калинин.
Он считает, что в "пакете" с законом о неналоговых платежах нужно изменить процедуру принятия актов, вводящих дополнительные требования к бизнесу: разработчик должен в обязательном порядке предоставлять расчеты, во сколько может обойтись его инициатива. Сейчас он обязан лишь просчитать последствия для федерального бюджета.
"Было бы логичным сделать в этом смысле процедуру принятия нормативно-правовых актов более качественной в рамках Года предпринимательства, который планируется объявить в 2018 году, - считает Александр Калинин. - Причем оценка дополнительной нагрузки на бизнес должна стать обязательной для всех субъектов законодательной инициативы, включая Госдуму и региональные законодательные собрания, а не только для правительства или отдельных ведомств".