"Отрасль способна на сегодняшний день производить намного больше продукции - до 200 тонн ювелирных изделий из золота и порядка 500-550 тонн из серебра", - считает гендиректор ассоциации "Гильдия ювелиров России" Эдуард Уткин. По его оценкам, российский рынок стал для отечественных ювелиров "мелковат".
По дизайну, качеству и цене украшения, сделанные в России, конкурентоспособны, поэтому компании увеличивают производство за счет зарубежных площадок, но это нелегко, так как там все ниши заняты, говорит Уткин. Из-за затрат на маркетинг войти в массовый сегмент за рубежом практически невозможно. С продукцией премиального сегмента проще.
Российские ювелиры участвуют в международных выставках с начала XIX века. Великобритания тогда считалась самой богатой державой, способной обеспечить огромный выставочный проект, говорит президент Фонда развития ювелирного искусства России Галина Ананьина. В XXI веке мало что изменилось: вчера в Лондоне Россия представила национальный стенд восьми ювелирных брендов под названием Made in Russia при поддержке Российского экспортного центра (РЭЦ).
Ювелирную продукцию премиального уровня, которую отправляют на экспорт для представления на выставках и последующей продажи, относят к несырьевым поставкам с высокой добавленной стоимостью. Финансовую и организационную поддержку таким компаниям оказывает РЭЦ, который сам вместе с участниками рынка находит площадки за рубежом, говорит замдиректора по развитию экспорта отраслей РЭЦ Павел Бурлаченко.
Однако до сих пор остается нерешенным вопрос, касающийся вывоза-ввоза ювелирных изделий. Гильдия ювелиров подчеркивает, что для оформления документов требуется чересчур много бумаг, времени и денег. Кроме того, после оформления и осуществления временного вывоза изделия производитель рассчитывает продать часть товара на зарубежной выставке, причем покупатель - это, как правило, физлицо. Российские компании этого делать не могут, говорит Уткин.
"Минфин и Федеральная таможенная служба пытаются сейчас помочь нам решить эту проблему, потому что, не продавая товар на выставках, мы не можем изучить спрос. Без этого двигаться дальше будет невозможно", - заключает он.