Главы турагентств побывали там накануне столетия города, которое отмечалось 2 сентября. Вообще-то Бутурлиновка упоминается в документах с конца XVIII века - но как слобода. Знаменита она тем, что жители за 19 лет до официальной отмены крепостного права сумели выкупить "вольную" у графа Бутурлина. Собрали немыслимую сумму - около десяти миллиардов рублей в пересчете на нынешние деньги. В 1902-м, к 60-летию этого события, граждане на свои деньги поставили памятник царю-освободителю на Базарной площади. Саму ее переименовали в площадь Воли. Название, как ни странно, сохранилось до сих пор.
Памятник Александру II был свергнут с постамента большевиками, но недавно его изготовили заново - вновь на народные пожертвования. Неподалеку высится Спасо-Преображенский собор.
- До революции он был самым крупным и сложным архитектурным сооружением в губернии. Главным спонсором выступал местный мукомол Василий Кащенко. Мрамор для иконостаса привезли из Италии, оттуда же выписали резчиков. В 1930-е, когда храм закрылся, все это великолепие разграбили, нам пришлось делать имитацию из гипса. Из киотов выковыривали пули - хулиганы целились в лики. Одну икону - "Неопалимая купина" - специально оставили со следами выстрелов, в напоминание, - отметил настоятель собора иерей Александр Горденин.
За алтарем - новый памятник, графу Бутурлину. Неподалеку - штурмовик Су-25 (Бутурлиновка славилась своим летным училищем), особняки в стиле классицизм и модерн, уютные домики с деревянной резьбой. Лес Победы, лыжероллерная трасса, постоянная выставка военной техники под открытым небом, парк с забавными скульптурами - бутурлиновцы показывают город с гордостью. И по праву. В краеведческом музее разработаны маршруты для показа, просчитана примерная стоимость туров.
Но, положа руку на сердце, местные достопримечательности не настолько живописны и редки, чтобы заставить любознательного жителя Воронежа рвануть за 180 километров в Бутурлиновку. Если заказывать для группы микроавтобус типа Ford, только транспортные расходы составят от 500 рублей на человека (при полной загрузке). Плюсуем обед, мастер-класс, прогулку с гидом, посещение музея и местного предприятия с дегустацией. По отдельности все дешево, в сумме же в зависимости от программы выйдет 1100-1500 рублей - близко к психологическому порогу.
Впрочем, практики уверяют, что основная проблема заключается не в цене, а в содержании туров. По мнению воронежского экскурсовода Евгении Горловой, примерные маршруты у бутурлиновцев получились расплывчатыми:
- Нужна четкая структура, с акцентом на два-три основных объекта, чтобы группа не останавливалась у каждого дома. Достопримечательности лучше поделить на тематические блоки и выбирать какой-то один (например, дворянская или военная история города), чтобы не перегружать программу. Не у всех клиентов хорошая эрудиция, поэтому многое, по истории края в том числе, следует пояснять.
Главы нескольких воронежских турфирм сравнили Бутурлиновку с такими городками, как Чаплыгин или Елец (Липецкая область). Но по посещаемости они несопоставимы. Одному привлекательность обеспечивает гастрономический фестиваль, другому - знаменитые кружева. А что заставит рядового любителя экскурсий проехать 180 километров от Воронежа до Бутурлиновки?
- Мы долго думали, что можно считать нашим брендом. И поняли, что это вовсе не площадь Воли и не царь-освободитель, а Шипова дубрава - крупнейший массив на границе лесостепи и степи, - сообщил глава района Юрий Матузов. - Так что развивать инфраструктуру для туристов начали на краю урочища. Интерес к этому месту проявлял и бизнес, но были опасения, что там появится какая-нибудь абракадабра. Пришлось заняться самим. Решили ориентироваться на детей (за это точно не поругают!), тем более рядом, в Козловке, с 1967 года действует школьное лесничество. Мы обустраиваем Лесную школу и экотропу, планируем поставить киоск с сувенирами.
Заповедный Шипов лес лежит среди распаханной степи, и к югу от него крупных массивов нет до самого Кавказа. За качество древесины Петр Первый назвал эту дубраву "Золотым кустом государства Российского". "Куст" чуть не свели ради строительства флота. В ХХ веке ученые нашли здесь "идеальный дуб". Могучему 460-летнему дереву, чья крона начинается на высоте 20 метров, присвоен статус памятника природы. В хорошую погоду до него несложно дойти по грунтовке.
В Лесной школе занимаются ребята из соседней Козловки. Но с азами мастерства познакомят и приезжих - научат обмерять деревья, определять их породы и ставить диагнозы, ориентироваться по приметам. Например, по муравейникам, которые заботливо огорожены.
- Это чтоб кабаны не обижали, - пояснил руководитель школьного лесничества "Дубравушка" Александр Михин. - Они едят личинок, а в сырую погоду разрывают муравьиный холм, устраивая лежку: внутри всегда тепло и сухо.
В "домике лесника", помимо горницы с русской печью и предметами крестьянского быта, нашлось место и экспонатам по истории лесничества, и коллекции старинных орудий труда.
- Все найдено в окрестных полях: вещи скифов и сармат, серебряная монгольская монета, топорик для клеймения древесины, лопата для посадки деревьев на нераспаханных участках… - рассказал преподаватель Бутурлиновского педагогического техникума, скульптор Федор Митрофанов. - Отдельно я собрал окаменелости девонского периода, которые притащил ледник. И еще - насекомых нашей полосы. Они не менее интересны, чем тропические бабочки!
Из любопытства художник воспроизвел - без современных инструментов - древние стрелы, топоры и остроги. Их "действующие образцы" также выставлены в музее. А на дворе умельцы соорудили колодец со ступальным колесом пятиметрового диаметра.
- Человек просто идет внутри, и без особых усилий поднимает с большой глубины тяжелое ведро, - объяснил Митрофанов. - Колодцы такой конструкции делались на севере (их можно увидеть в музеях деревянного зодчества). В Воронежской области такой один - наш.
Представители турагентств полагают, что возить сюда стоит прежде всего школьников.
- Важно, что в Лесной школе есть возможность для интерактивных экскурсий. Конечно, надо и экотропу удлинять, и инфраструктуру дорабатывать - но это сделают довольно быстро. А что увезти из дубравы на память?.. Мне кажется, идеи должны крутиться вокруг желудя - в его форме местные предприятия могут выпускать мармелад или конфеты. За границей продают как сувениры саженцы в горшочках - почему бы не сделать так же с дубками из Шипова леса? Пусть люди высадят их у себя на участке или в городском дворе, - пофантазировала директор "Воронежского клуба путешествий" Антонина Марышева.
Раскрученный сувенир у района давно есть - правда, недетский. Это алкогольный бальзам "Шипова дубрава", который жители региона на протяжении многих лет охотно дарили "неместным" знакомым. Увы, сейчас его в магазинах не найти.
Бутурлиновский ЛВЗ, в свою очередь, мог бы стать популярным объектом показа, благо в историческом здании сохранились сводчатые подвалы, а рядом есть зал для дегустаций. Однако предприятие переживает не лучшие времена и двери для экскурсантов пока не открывает.
А вот хлебозавод - наготове. И в цех, если очень попросить, запустят (со всеми мерами предосторожности), и продукции отведать предложат. Улучшители и разрыхлители для выпечки бутурлиновцы не применяют, потому гости охают: "Вкус, как в детстве!" - и скупают булки да пирожки. Под заказ тут делают оригинальный хлеб - в виде поросенка с салом и чесноком в брюхе.
Съедобными сувенирами обзавелись, к слову, и в других районах области. В Воробьевском, в Ломовском природном парке, предложат растительное масло и травяные чаи, в Костомаровском монастыре - шоколад. Такие мелкие презенты выглядят более выигрышными по сравнению с набившими оскомину магнитами на холодильник или буклетами, которые обычно не назовешь шедеврами полиграфии.
По мнению экспертов, прекрасным сувениром может стать вещица, которую сделает сам турист на мастер-классе: тряпичная кукла или глиняная игрушка, а то и, как в Боброве, сорговый веник. Педагоги найдутся в любом Доме ремесел. Проблема в том, что в музеях малых городов для занятий не хватает места. Даже "зоны интерактива" под открытым небом нередко не рассчитаны на большое количество участников.
- Надо создать музеям такие условия, чтобы они могли зарабатывать на мероприятиях. Когда цена билета на экспозицию чисто символическая, нет особого смысла вкладываться в привлечение дополнительных посетителей. А за познавательное занятие люди охотно доплатят, - подчеркнула Марышева.
Традиционно слабое звено на районных маршрутах - санитарные зоны, добавила директор турагентства "Фатум" Марина Стадная: "Мы ведь работаем с живыми людьми, часто с инвалидами и детьми, для которых это выливается в особую проблему". Когда туристов практически нет, никому и в голову не придет содержать вместительные туалеты. Но стоит привезти группу, как к единственной кабинке выстраивается очередь, люди теряют время и ропщут. После нескольких "часов пик" стратегический объект и вовсе приходит в плачевное состояние.
Проторить путь в глубинку для "автобусных" туристов могли бы автомобилисты, которые совсем не прочь исследовать районы области. Однако удобных карт с координатами достопримечательностей на сайтах муниципалитетов не найти. Бутурлиновский район - исключение. И, главное, никаких затрат для этого не потребовалось. Идею выдвинул молодежный парламент, а реализовал штатный программист администрации.
Ирина Иванова, партнер туристического агентства "Терра Воронеж":
- Когда на федеральном и региональном уровне прозвучал призыв "развивать внутренний туризм", все кинулись стилизовать помещения под крестьянские избы и создавать музеи крестьянского быта или старины, проводить в них мастер-классы по куклам-оберегам или свистулькам, наряжаться в народные костюмы и так далее. Люди начали от этого уставать, интерес упал. Заманить на такие экскурсии сейчас можно разве что школьников, и то с трудом. Дальше в массы пошли экотропы. Но какой интерес ехать за 150 километров, чтобы просто пройти по лесу, где ничего нет? Поэтому проблема "районных" маршрутов и развития туризма в области в том, что у них нет яркой идеи, нет изюминки. Люди думают, что если они создали некий музей или придумали экскурсию по местам боевой славы - то к ним сразу зачастят туристические автобусы. Но это не так: туристов нужно удивлять, развлекать и обучать, тогда им будет интересно. Если у вас сохранилась деревянная мельница - сделайте ее центром. Тогда рядом должен быть ток, сарайчики для снопов и зерна, склад для муки, пекарня… Пусть это будет и новодел, но вокруг реального исторического объекта. Покажите гостям, как делали муку, научите месить тесто и печь хлеб. Если осталось производство или ремесленники (как, например, в Боброве) - постройте экскурсию вокруг этого, чтобы люди могли побыть участниками процесса.