Дагестанцам помогут начать свое дело под маркой мировых брендов

В Дагестане окажут финансовую помощь предпринимателям, принявшим решение открыть свой бизнес по франшизе известных компаний.

Отбор бизнесменов проводит Корпорация развития Дагестана. Способных работать официальным представителем всемирно известных торговых брендов пока нашлось чуть больше десятка, ведь необходимо соблюсти определенные условия предоставления финансовой поддержки.

- Наше основное требование - франшиза должна быть популярной марки, известной подавляющему большинству населения и преимущественно в сфере услуг, питания, торговли одеждой, - говорит руководитель корпорации Эльбрус Гасанов.

В пресс-службе организации корреспонденту "РГ" рассказали, что корпорация готова профинансировать до 85 процентов затрат на покупку бизнеса. Однако предприниматель-франчайзер должен иметь в собственности земельный участок, на территории которого будет реализован проект, а также располагать первоначальным капиталом.

"Мы хотим привлечь крупные компании с известными брендами и распространить их форму ведения дела в Дагестане. Бизнес по франшизам узнаваемых и успешных брендов, к примеру, таких как McDonald’s, Zara, Ikea, позволит распространить положительный опыт в других отраслях, кроме того, появятся рабочие места, пойдут дополнительные налоговые отчисления", - отметили в корпорации.

Первоначально за финансовой поддержкой обратилось довольно большое количество предпринимателей, но практически все не смогли соблюсти основные требования. Сейчас специалисты рассматривают 11 заявлений, но говорить о том, что какие-то из них будут удовлетворены, пока рано.

При этом в Дагестане с брендами сложилась двоякая ситуация. В Махачкале полно бутиков одежды с вывеской самых известных мировых компаний, но никто не может дать гарантии того, что в них продается оригинальная продукция этой марки.

Приход в регион официальных представителей крупнейших корпораций, скорее всего, приведет к тому, что многим предпринимателям придется уйти с рынка, в том числе по решению суда. А это грозит немалыми социальными проблемами.

Как отмечают аналитики, сейчас наиболее популярны франшизы, связанные с реализацией одежды, созданием заведений общепита и спортивных центров. Эксперты советуют при покупке убедиться, что бренд в ходу у потребителей региона и устойчиво держится на рынке. Кроме того, нужно оценить ту точку,

де предлагает работать франчайзер, чтобы не попасть в зону высокой конкуренции. При этом стоит помнить - от предпринимателя будут требовать соблюдения всех правил, которых придерживаются в компании. В интернете есть специальные каталоги с предложениями франшиз и наиболее важной информацией. Кстати, не повредит и поискать отзывы тех бизнесменов, которые уже работали с данным предприятием.

По словам владельца сети лингвистических детских садов Дмитрия Казимирова, несколько лет назад, выбирая между развитием своего дела и франшизой, он предпочел первое. Стоимость одного детского сада - от трех до пяти миллионов рублей. Бизнесмен решил развивать свою сеть с прицелом на то, что кто-то в перспективе сам захочет купить у него франшизу.

По словам бизнес-брокера Дениса Подымахина, если выбирать между франшизой и покупкой отдельного предприятия, зачастую выгоднее будет последнее, так как человек приобретает не только чужую технологию и концепцию, но и материальные активы - недвижимость, оборудование и так далее. При этом мнение, что продают только безуспешную компанию, а курицу, несущую золотые яйца, никто не отдаст, Подымахин считает стереотипом:

- То, что человек избавляется от своего бизнеса, потому что он нерентабелен, - это миф, который мы пытаемся развеять. При этом в нашу компанию обращаются и за покупкой франшизы. Люди выбирают тот бизнес, который они могут увидеть в действии и оценить его финансовые показатели. В любом случае, прежде чем начинать дело, необходимо проанализировать все потенциальные вложения и рентабельность.

Мнения

Владислав Варшавский, гендиректор Южного инновационно-консалтингового центра:

- Когда мы говорим о франшизе, то это ведь тоже свое дело, просто оно предполагает использование определенных и уже отработанных технологий, которые проще купить. К тому же существуют механизмы государственной поддержки, которые предполагают субсидирование части затрат на ее приобретение. Но не всегда даже популярная франшиза будет востребованной в конкретном регионе. К выбору нужно подходить очень скрупулезно и анализировать, на каких клиентов вы рассчитываете. Есть определенные нюансы продвижения, в конце концов, люди на определенной территории в силу своего менталитета могут вообще иначе воспринимать товары и услуги, чем жители других регионов.

Алексей Коренев, аналитик Группы компаний "Финам":

- Пока франшиза в регионах только начинает набирать обороты. Но это однозначно выгодный вид бизнеса, особенно в сложившихся условиях. Причин тут несколько. Во-первых, франчайзинговые предприятия более стрессоустойчивы в кризисные периоды - даже в самые худшие годы они, как правило, выживают. Как показывают подсчеты, около 85 процентов собственных предприятий закрываются в течение первых пяти лет, а среди работающих по франшизе таковых примерно 14 процентов. Во-вторых, известный и раскрученный бренд в регионах вызывает большее доверие со стороны потребителей. В-третьих, относительно небольшие начальные вложения оборачиваются довольно быстрой отдачей и выходом на положительный финансовый результат. В-четвертых, в регионах наблюдается пока еще очень низкая по сравнению со столицами и крупными городами конкуренция в сегменте тех товаров и услуг, которые традиционно представлены франчайзинговыми компаниями.

В основном работа по франшизе идет в сфере торговли и общепита, в первую очередь - фастфуда. В условиях падения платежеспособности населения именно эти направления, которые не требуют от покупателей существенных затрат, наиболее востребованы среди предпринимателей. На втором месте - продажа и производство одежды. Опять же, в силу низких операционных затрат этот вид бизнеса в России существенно выгоднее, чем в странах Запада или Азии. Далее идут телекоммуникации и продажа сопутствующего оборудования. Тут все очевидно - сотовая связь и интернет востребованы даже в самых отдаленных уголках страны. Очень популярна и сфера услуг. Причина та же - низкие стартовые затраты и высокая востребованность. Кроме перечисленного развивается франчайзинг и в таких областях, как развлекательная сфера, спорт-индустрия, путешествия и сельское хозяйство. Но эти секторы пока представлены не столь существенно.

Самой низкой по начальным вложениям является франчайзинг на экспресс-доставку - всего 200-400 тысяч рублей. В целом же наиболее выгодные виды франчайзинга требуют на начальном этапе от 3,5 до 8 миллионов рублей вложений и способны окупиться за шесть-восемь месяцев. Впрочем, и предложения с окупаемостью в год и чуть более тоже выглядят весьма заманчиво.

Что касается проблем при покупке бренда, то они связаны с высокими требованиями к качеству продукции и услуг, а также к профессионализму персонала. Зачастую предоставление франшизы возможно только после сдачи определенных тестов сотрудниками компании. Есть требования к помещениям и оборудованию, если речь идет о сфере услуг и общепите. Часто от франчайзера требуют наличия опыта работы в данной сфере, что отсекает новичков. В некоторых случаях компании, предоставляющие франшизу, ограничивают количество точек на каждый населенный пункт, чтобы избежать внутренней конкуренции. В первую очередь это касается сферы развлечений, туризма и фирм, предоставляющих юридические или бухгалтерские услуги.

Тем временем

На базе Корпорации развития Дагестана создано проектное бюро, которое поможет местным бизнесменам участвовать в финансовых программах, разработанных федеральными или региональными властями, сообщили в пресс-службе организации. Корпорация окажет консультативную помощь в подборе программы и подготовке пакета документов.

- Несмотря на то что информация о программах находится в открытом доступе на сайтах федеральных и республиканских ведомств, местным предпринимателям о них известно мало. Именно поэтому мы готовы оказать необходимое содействие, чтобы расширить возможности бизнес-сообщества республики. При подготовке заявки на участие в программах основная проблема возникает на этапе сбора документов. Наши специалисты проконсультируют и помогут получить все необходимые справки, - рассказал руководитель Корпорации Эльбрус Гасанов.