Исполнительный директор Союза предприятий молочной отрасли Людмила Маницкая считает - в санкциях есть плюс, государство наконец-то обратило внимание на проблемы молочной отрасли. Но принимаемых мер пока недостаточно.
- Представьте, производство одного миллиона тонн молока стоит 80 миллиардов рублей, - рассказала она. - Внимание государства уделено крупным сельхозпредприятиям, а мелкие отделены от общей поддержки. Импорт молока в стране составляет семь миллионов тонн, причем наш главный поставщик - Беларусь, ее доля в импорте 80 процентов, что создает определенные риски. В прошлом году там были перебои с поставками сырья, и сразу начались спекуляции, на рынке не хватило запасов сливочного масла. Что мы увидели - тут же взлетела цена и на масло, и на сырье, достигнув покупательского "потолка".
По словам Маницкой, единая федеральная поддержка молочной отрасли приводит к тому, что появляются регионы-лидеры, "отличники", которые всегда получат дополнительные деньги, и регионы-аутсайдеры, которым тоже нужно молоко, но сами они его не производят, - например Тверская область, северные регионы. Субсидий таким регионам получить просто не на что. По мнению экспертов, развитие отрасли возможно только при стабильном финансировании субъектов. А чтобы наладить свое производство и не зависеть от чужого сырья, нужно начинать с самого начала - со стада.
- Прежде всего бороться с болезнями животных, разработать генетический мониторинг и программу идентификации поголовья в стаде - в этом плане мы отстаем от всех стран, - продолжает Маницкая. - В Киргизии на эту программу выделяют в разы больше денег, чем у нас, там понимают - это первый шаг к здоровью скота. А чтобы рынок был прозрачным, необходима электронная ветеринарная сертификация сырья и готовой продукции. Это поможет решить множество проблем - отслеживать импорт, убрать с полок магазинов фальсификат, искоренить предприятия-фантомы, увидеть реальные объемы производства и поставок товарного молока на предприятиях.
Одной из мер по снижению импортозависимости нашего агропрома и повышению конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции стала реализация научно-технической политики в АПК. Пилотным регионом для этого выступила Ленинградская область.
Заместитель председателя комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу региона Екатерина Пшенникова рассказала, что в рамках этой программы уже начали развивать несколько проектов федерального значения.
- Первый - в области картофелеводства. Семена для посадки будут получать в лабораториях, чтобы заместить семенные сорта импортной селекции, - пояснила она. - Вторым проектом стало строительство селекционно-генетического центра, в котором будут разводить высокоценный племенной молодняк, реализовывать эмбрионы и семя быков, полученных на донорском стаде этого центра. В Петербурге и области создана научная школа селекционеров-практиков, и уже есть инвестор, готовый вложить 400 миллиардов в этот комплекс.
Третьим по важности проектом станет птицеводство - по словам Пшенниковой, сейчас зависимость от импортного генетического материала в отрасли - почти сто процентов. Птицефабрика "Северная" готова создать племенной комплекс для выращивания своего материала.
Отдельно в животноводстве решили уделить внимание альтернативным направлениям - например, развивать кролиководство, один из региональных производственных комплексов уже производит семь тысяч тонн мяса кроликов в год и привлек 2,5 миллиарда рублей инвестиций на развитие.
Остальные проекты в рамках пилота - регионального значения. Это выращивание шампиньонов, которыми предприятия области готовы полностью обеспечить Петербург, и разведение хризантем - цветов, которыми здесь еще не занимались. Большие надежды возлагают на новые породы форели, выведенные в местных водоемах, и на областные полутвердые и сливочные сыры, которые должны потеснить конкурентов на прилавках.
В овощеводстве российские аграрии пока преуспевают в выращивании в закрытом грунте - зелень, помидоры и огурцы у нас вне конкуренции. Но вот там, где дело касается открытого грунта - корнеплодов, и в первую очередь картофеля, доля импорта пока высока.
Где мы никогда не зависели от импорта, так это в области защиты растения и производства пестицидов. Доля российских средств химической обработки доходит до 86 процентов, производственные мощности загружены на 60 процентов. Но, видимо, и здесь пока работа недостаточна.
- Часто наше зерно проигрывает конкурентам при экспорте из-за вредителей, - рассказал заведующий кафедрой химической защиты растений и экотоксикологии Санкт-Петербургского аграрного университета Виктор Долженко. - Иногда партию даже отказываются покупать - настолько сильно она бывает поражена вредителями. Потенциальные потери от вредителей и болезней могут доходить до 100 миллионов зерновых единиц, поэтому усилия в области развития конкурентоспособности нужно направить на биозащиту.
Проблема в том, что разработка одного препарата и доведение его до коммерции занимает до 12 лет работы и требует 250-260 миллионов долларов. Поэтому наши ученые решили пойти по пути комбинации веществ, создавая новые формы препаратов и микроэмульсии, которые решают сразу несколько проблем растения за одну обработку.