Субсидии туроператорам снизят стоимость путевок в Крым и на Кубань

В среднем стоимость турпакета может снизиться на десять процентов. Первый этап субсидирования планируется ввести в 2018 году на курортах Краснодарского края и Крыма. Минтранс и Минкультуры уже разрабатывают соответствующую программу.

Выбрали самолет

Эксперты сошлись во мнении, что необходимо субсидировать не авиакомпании за перевезенных туристов, а операторов, которые формируют турпакет.

- Поскольку расходы на транспорт в общей цене тура составляет от 50 до 70 процентов, такая скидка сделает доступнее отдых на популярных российских курортах для жителей отдаленных регионов страны, а круглогодичный характер программы позволит стимулировать турпоток в межсезонье и увеличить загрузку отелей, - считает советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин.

Тем более что доля туристов, пользующихся авиатранспортом, растет. По данным аналитиков одного из крупнейших российских интернет-сервисов для путешественников Biletix, продажа авиабилетов летом 2017 года выросла на 28 процентов по сравнению с прошлым. На внутренних направлениях рост составил 27 процентов, на международных - 31.

- Самыми популярными внутренними направлениями заканчивающегося летнего сезона стали Крым (восемь процентов от всех продаж), Сочи (пять процентов) и Анапа (три процента), - говорит генеральный директор Biletix Александр Сизинцев.

Кубок компенсировал

Если говорить о загрузке отелей в уходящем сезоне, то на Кубани гостей принимали 190 здравниц, рассчитанных на 90 тысяч мест. Новинкой стало применение системы "все включено". Сегодня такую услугу предоставляет около 30 гостиниц в Анапе, Геленджике, Сочи и Туапсинском районе. К тому же на Кубани в этом году ввели добровольную классификацию пляжных территорий. Сейчас категории присвоены 64 пляжам. 28 из них работают под синим флагом, что соответствует первой категории, порядка 10 - под зеленым флагом и 26 - под желтым.

По данным экспертов туротрасли, пляжи Азово-Черноморского побережья Кубани, как правило, посещают семьи с детьми. Причем основная масса гостей (почти 40 процентов) приезжает из Центрального федерального округа, а около 35 процентов - из регионов юга России.

По предварительным итогам, летом на Азово-Черноморском побережье региона побывали 6,3 миллиона гостей, что на 100 тысяч больше, чем в прошлом году. Как выяснилось, активнее всего посещали Сочи.

- Конкуренция с Турцией не повлияла на турпоток в олимпийскую столицу. Так, на сегодняшний день загрузка местных отелей - около 95 процентов, - рассказывает начальник управления по курортному делу и туризму Сочи Сергей Доморат. - С начала года город посетили 3,6 миллиона человек.

Конечно, не обошлось и без проблем. Ведь многие отельеры еще в начале сезона прогнозировали едва ли не 30-процентный спад турпотока.

- Всему виной неблагоприятная для пляжного отдыха погода в начале июня. Однако это небольшое падение компенсировал Кубок конфедераций по футболу, - рассказали в Ассоциации отельеров Сочи. - Было и неоправданное повышение цен в некоторых отелях. Хотя большинство эту тенденцию не поддержали. В итоге лишь малая часть гостиниц, из-за высоких расценок оказались заполнены на 80 процентов.

В сентябре власти курорта ждут в среднем 87-процентную загрузку сочинских отелей, а в октябре - 82-процентную.

Как делить будут

Для развития курортов Крыма еще более важна транспортная логистика. Пока цена на авиаперелет остается высокой, Крым теряет часть потенциальных отдыхающих. С начала года полуостров посетили более 3,7 миллиона туристов, по итогам года ожидается, что показатель превысит пять миллионов.

- Прогнозы высказывали разные. Сначала говорили, что турпоток снизится на 30 - 40 процентов, затем на 15 - 20 процентов. По нашим оценкам падение составляет 5 - 6 процентов, - говорит председатель комитет Госсовета РК по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк. - Но подводить итоги еще рано, думаю, в бархатный сезон мы улучшим статистику.

Накануне Ростуризм сообщил о повышении спроса на авиаперелеты и бронирование туров в Крым. Количество запросов увеличилось до 67,5 процента. Это объясняется традиционным снижением цен в бархатный сезон: средняя стоимость авиабилетов на рейс Москва - Симферополь, к примеру, на сентябрь упала до 7,7 тысячи рублей, а на октябрь - до 6,1 тысячи.

Инициативу субсидировать не авиаперевозки, а российских туроператоров, которые развивают направления внутреннего туризма, в Крыму восприняли неоднозначно.

- Решение очень правильное, - считает Алексей Черняк. - Идею субсидий для туроператоров мы обсуждали давно, и в бюджете Крыма заложили на это 1,5 миллиона рублей. Эффект будет виден по итогам года, но, по предварительным расчетам, каждый вложенный в виде субсидии рубль даст три рубля в бюджеты всех уровней.

В последние годы россияне активно пользовались услугами туроператоров, потому что Крыма они по сути не знали. Но за это время изучили рынок и теперь предпочитают бронировать места отдыха напрямую.

- При субсидировании авиаперевозок поток туристов не отследить, потому что большинство направляется в частные гостевые дома, которые нигде не зарегистрированы, - считает президент ассоциации "Туристический альянс Крыма" Андрей Пылов. - Я считаю, что субсидирование туроператоров обязательно нужно вводить: гостиницы увеличат легальный поток туристов, что позволит видеть реальную экономику процесса.

Из "официального" турпотока не больше 40 процентов пользуются услугами операторов. Субсидирование последних, безусловно, добавит им клиентов.

- К идее введения субсидирования туроператоров отношусь с осторожностью, - говорит председатель правления регионального отделения Российского союза туриндустрии в Крыму и Севастополе Борис Зелинский. - Есть риск того, что из двух десятков туроператоров, которые активно работают в Крыму и Краснодарском крае, часть получит субсидии, а другая - нет, потому что средств на всех не хватит, и благое намерение приведет к нездоровой конкуренции.

Крымские туроператоры хотели бы, чтобы в России за основу взяли турецкий опыт, который предусматривает субсидирование всех участников рынка.

- Увеличить число туристов на местных курортах может только четкое планирование, так как операторы рассчитывают свои программы следующего сезона, ведут переговоры с отелями и авиакомпаниями и им нужно понимать, какую часть затрат сможет покрыть субсидия. Если в России будет работать механизм подачи заявок операторами за полгода, то они смогут правильно спланировать турпоток. Если же субсидирование станут производить по факту, то оно не станет стимулом, потому что у предпринимателей не будет уверенности, что денег хватит на всех, - говорит Андрей Пылов.