"Турецкое седло" - фильм о работнике ФСБ на пенсии, "топтуне" (так называют агентов по наружному наблюдению, тех, кто незаметно следит за объектом). Он работает охранником и от одиночества следит за теми, кто ему интересен. Врач ему поставил диагноз "синдром пустого турецкого седла".
Сценарист и режиссер Юсуп Разыков считает, что рождение фильма - интимная вещь, но во всех подробностях рассказывает о зарождении идеи.
- Пять лет назад я познакомился с Валерием Масловым, и после стал придумывать историю под этого актера. Мы встречались несколько раз и прикидывали. Тот образ, который он мне внушил своим дарованием, своим обликом, требовал придумать ему биографию, состояние, которое визуально много сообщает зрителю. Это должна быть некая служба, на которой он находится вынужденно. Появилась тема, что он пенсионер, охранник, а потом придумали бэкграунд, с чего и как он там оказался, что означают его глаза, в которых я увидел и угрозу, и какую-то историческую матрицу, в которой мы читаем историю страны, своих заблуждений и страхов. Отец одного моего товарища - "топтун". Это был милейший человек, контактный, но при этом стертый, человек толпы. Я вспомнил об этом и эта история начала обрастать новыми фактами, - рассказал Разыков журналистам.
Когда режиссер понял, что образ получается неоднозначным, и по большей степени мрачным, он решил, что нужно привести героя к раскаянию через разные жизненные ситуации. Тут ему пригодился свой личный опыт: однажды он жил в Лондоне в арт-клубе, на стенах его номера висели портреты невероятно красивых стильных женщин - как он узнал позже, это были знаменитые берлинские довоенные трансвеститы. По утрам он слышал ужасную распевку в одном из соседних номеров.
Эти воспоминания смешались, и режиссер решил "подарить" их своему герою.
Сам автор определяет жанр "Турецкого седла" как анекдот. Но свердловские зрители, присутствовавшие в зале во время показа, не смеялись. Да, история, которая разворачивается на экране, действительно анекдотична, но понимание этого приходит к зрителю только после осмысления увиденного. Напряженная атмосфера кинокартины - заслуга актера: сыгранный им герой мрачен, зажат. Кажется, зрителя из-за этого тоже сковывает - он не может дышать, тем более, смеяться. По признанию режиссера, на других фестивалях зрителям все-таки было смешно. Видимо, посетители Уралкинофеста увидели в "топтуне" отражение своего "сурового уральского" характера и приняли фильм слишком близко к сердцу.