Началось все десять лет назад и, как ни странно, вовсе не с произведений Хармса. Как рассказал на пресс-конференции Иван Болотников, первыми он прочел письма Пушкина последних лет, в которых совсем мало говорилось о творчестве, а "все больше о долгах". Затем в его руки парадоксальным образом попал дневник Даниила Хармса, настоящая фамилия которого - Ювачев. Как признается режиссер, дневник поразил его своей искренностью.
- Явно он был не для публикации. У Хармса особое отношение к слову. Вначале было слово. Оно - примат искусства над всем, над жизнью. В основе стоит искусство. И это, собственно, он доказал своей жизнью, - рассказывает Иван Болотников. - Он сам был, по факту, искусством. Как вспоминают современники, искусством был и сам образ Даниила Ивановича. Жена Мандельштама вспоминала, что когда ее мужа упрекали в том, что он был особенным, странным человеком, она говорила, что это еще цветочки. По ее словам Даниил Иванович - это была такая сияющая шизофрения. Он устраивал целый спектакль из любого своего действия.
В фильме Ивана Болотникова Хармс живет в окружении своих персонажей. Поместив столь эксцентричного автора в эту среду, режиссер показывает его с точки зрения нормы и, в каком-то смысле, даже упрощает. В фильме Болотникова Хармс, по сути, берет персонажей из окружающего его мира.
- Мне хотелось показать, что он как современный человек, - пояснил режиссер, - Уверяю вас, то, что тогда кого-то удивляло и шокировало, сейчас бы никого не смутило. Он был бы такой же, как вы и я. Мы даже эксперимент проводили во время съемок и пускали Войцеха Урбаньски (исполнитель роли Даниила Хармса - прим. ред.) по Невскому проспекту в образе Хармса. Ноль внимания. Он, это как мы - современный человек. И я делал кино именно об этом.
Фильм наполнен множеством смыслов, многие из которых, по признанию Ивана Болотникова, могут ускользнуть от зрителя ввиду динамичности картины и большого внимания режиссера к деталям. На раскрытие персонажа работают как различные отсылки к произведениям Хармса и исторической эпохе, так и музыкальное сопровождение, когда джазовые мотивы сменяются симфоническими мелодиями Сони Петровского.
"Хармс" удивителен не только тем, как рассказывает историю поэта, но актерским составом. Хармса играет польский актер Войцех Урбаньски. Болотников изначально утвердил его на эту роль, несмотря на то, что поначалу он показывал не лучшую игру и лишь спустя какое-то время вжился в образ. Необычно еще и то, что большая часть актеров актерами вовсе и не являются. Так, например, одного из второстепенных героев играет журналист, а отца главного Хармса - кардиолог Мариинской больницы Андрей Жуков.
Фильм, как отмечает сам режиссер, вряд ли рассчитан на массовую аудиторию. Однако его смысловую сложность он недостатком не считает и советует зрителям посмотреть киноленту повторно. Такая возможность представится осенью, когда она выйдет в прокат. Это, несомненно, большой успех в российском кинематографе. В ноябре также состоится премьера фильма в Македонии, а зимой его покажут в Прибалтике. Кинокартину высоко оценили в Китае и Финляндии: местные телеканалы купили права ее показ.