Игровой фильм "Молох" - первая картина так называемой "Тетралогии власти" - серии, посвященной знаковым политическим деятелям своего времени. Каждый из них, кроме финального "Фауста", рассказывает о судьбе одного из правителей: "Молох" - об Адольфе Гитлере, "Телец" - о Владимире Ленине и "Солнце" - о японском императоре Хирохито. Все четыре фильма будут представлены зрителям в рамках кинофестиваля. Это не документальные работы, а исключительно авторский вымысел. По мнению режиссера, о многом говорить еще страшно и многое в истории не будет воспринято современным обществом.
- Я создал фильмы о том, как человек проживает свою судьбу, как история влияет на индивидуальное и личное. Что происходит с теми людьми, от которых мы зависим? Речь идет о тех, кто стоит у власти. Что это за люди? Является ли власть божественной или это явление бытовое, социальное? Это то, что меня слишком рано начало интересовать, - рассказал режиссер.
В фильме "Молох" автор не пытается осудить Гитлера. Он хочет понять его личность вне политического контекста.
- Для художественного автора важно все. И для него нет врагов, - говорит Александр Сокуров. - Эта тетралогия вполне совпадает с тем методом, который существует в медицине: для коллектива больницы совсем не важно, кого им привозят на "скорой" на лечение. А если мы в кино и в искусстве решим заняться еще прокурорскими делами, мы никогда не поймем причин происходящего.
Режиссер также поведал гостям о том, как он подбирает материал для своих картин и как ведет работу над ними на примере "Тетралогии власти". В основе его творчества лежит принцип программности, который характерен скорее для симфонических музыкальных форм и для литературы. Именно литература, а не кинематограф, по признанию Сокурова, сформировала его как режиссера.
Создавая "Тетралогию власти", Александр Сокуров планировал, что все четыре фильма будут показываться одновременно. Но обстоятельства сложились так, что продюсерам пришлось "выбрасывать" их на кинорынок по отдельности. Это никак не соответствовало интересам автора. Именно поэтому он пожелал, чтобы зрители оценивали фильм "Молох", исходя из драматургии, содержания и мысли всей тетралогии.
- Это отдельные главы большой книги, - пояснил Александр Сокуров, - В кино это совсем не принято. В кино принято показать кино и убежать от темы и заниматься чем-то другим.
Завершая свою приветственную речь, режиссер отметил, что самые продуктивные, самые серьезные результаты в области культуры, кинематографа, возникают тогда, когда художественный автор не является судьей.