Чем объяснить тот психологический срыв, который произошел у школьника из 9 "А" Михаила ( фамилию называть не буду)? Как говорится, чужая душа - потемки, и, возможно, настоящей причины никто никогда не узнает. Но все же позволю себе высказать некоторые предположения, которые мне кажутся вполне логичными.
Несколько лет назад на Михаила напали подростки на улице и сняли с него обувь. По имеющейся у меня информации, отец с Михаилом практически не общался. Мальчик пришел домой к маме, чтобы поделиться своей бедой, но она не придала значения инциденту. Скорее всего, именно тогда произошел надлом психики ребенка, который начал познавать мир и столкнулся с большой несправедливостью. Такое порой не забывается всю жизнь.
Возможно, Михаил начал задавать себе вопросы: "Почему это произошло? В чем я виноват, раз это случилось со мной? Как мне себя вести? Как поступать теперь?"
И он не смог найти на них ответы, после чего замкнулся в себе и стал искать выход. Как оказалось, он нашел самый худший из всех возможных - на насилие ответил насилием в отношении ни в чем не повинных людей.
Опять же допустимо предположить, что до него дошла информация о том, что предпринимают в подобных случаях его американские сверстники, и он решил, что это "круто". В таком возрасте подростки еще не до конца осознают ценность человеческой жизни. Массовый "шутинг" кажется им каким-то подобием компьютерной игры.
Возможно, родители смогли бы помочь Михаилу, если бы серьезно обратили внимание на случившееся. Им надо было разобраться, почему напали на их ребенка и как это все происходило. И вместе с ним выработать дальнейшую линию поведения.
Какую именно? Какой-то универсальный рецепт дать невозможно: в каждом подобном случае необходим индивидуальный подход. В принципе, конечно, оставлять без реакции противоправные поступки не следует. Однако далеко не факт, что запоздалое обращение в полицию принесло бы какие-то результаты. Важнейшая обязанность родителей - сделать так, чтобы их сын рос сильным и ловким, занимался спортом и умел за себя постоять. Хотя, конечно, от природы это не всякому дано. Но в любом случае у подростка должны быть настоящие друзья, всегда готовые вступиться за него. Если таковых нет - это серьезный повод для беспокойства.
Бывает и так, что изменить ситуацию невозможно, и тогда нам приходится менять свое отношение к ней. Родители должны объяснять своим детям, что сколь бы сильной ни была горечь обиды от того или иного события, жизнь на этом не заканчивается: в ней наверняка будут и победы, и радости, и ощущение торжества.
Важнейшая обязанность родителей - исключить доступ детей к оружию, если таковое в доме имеется, пусть даже оно "всего лишь" травматическое или пневматическое.
И все же я бы не стал возлагать всю ответственность только на родителей. Значительную часть своего времени ребенок проводит в школе. Долг учителей - не просто сообщать детям ту или иную информацию, но и быть воспитателями и, если угодно, психологами. Если ребенок замкнут в себе, перестает общаться с одноклассниками, теряет интерес к учебе - учитель должен обратить на это самое пристальное внимание. Но так бывает далеко не всегда. Один из моих доверителей рассказывал мне, как на протяжении девяти лет учебы в школе (он почему-то сразу пошел во второй класс), он ежедневно размышлял о том, чтобы совершить самоубийство, поскольку был совершенно одинок и подвергался насмешкам со стороны одноклассников. И ни один учитель не обратил ни малейшего внимания на его поведение; они лишь отчитывали его за нерадение в учебе. Трудно даже понять, как он вообще выжил в такой среде и стал приличным человеком.
Мне возразят: за работу психолога учителям не платят. Однако, как ни банально это повторять, учитель - и в самом деле призвание. И если у педагога не хватает ни желания, ни умения, чтобы "заглянуть в душу" подростку, быть может, ему и в самом деле имеет смысл поискать менее "жертвенную" профессию?