06.09.2017 10:34
    Поделиться

    Антимонопольное агентство КР намерено внимательнее следить за ценами

    В Госагентстве антимонопольного регулирования при правительстве КР состоялась полугодовая коллегия. Кроме подведения итогов работы и утверждения планов на будущее, был определен список товаров, к ценам на которые антимонопольщики намерены присмотреться внимательнее. И, конечно же, не обошлось без обсуждения темы защиты прав потребителей и работы естественных монополий. Об этом и многом другом рассказал глава ведомства Шухрат Сабиров.

    Как вы собираетесь защищать права потребителей в условиях ограниченных возможностей проверять бизнесменов? На ваш взгляд, достаточно ли сегодня у Антимонопольной службы полномочий?

    Шухрат Сабиров: Как вы правильно заметили, сейчас действует ряд ограничений на проведение проверок субъектов предпринимательства. Мы не должны проверять бизнесменов без причины, но при этом не можем закрывать глаза на нарушения прав потребителей.

    На сегодня у нас есть рычаги воздействия, определенные законами КР "О конкуренции" и "О защите прав потребителей". Они позволяют защищать как предпринимателей, так и потребителя от противоправных действий, ограничивающих конкуренцию и нарушающих их права. Каждый факт нарушения тщательно анализируется, изучается со всех сторон. Спорную ситуацию сначала предлагают решить добровольно. Бывает, что аргументы, приведенные специалистами госагентства, не убеждают. Тогда мы применяем санкции, предусмотренные Кодексом об административной ответственности. Свою правоту нам приходится отстаивать и в судах.

    Не могли бы вы привести пример, когда удавалось успешно защитить право потребителя на, скажем так, качественный товар?

    Шухрат Сабиров: Недавно к нам обратилась жительница столицы. В одном из магазинов она заказала кухонный гарнитур "под орех" стоимостью около 50 тысяч сомов. Привезли ей товар другого цвета. Естественно, женщина отказалась брать мебель и обратилась в магазин с просьбой о замене. Сначала ей отказали, а после предложили приобрести гарнитур того цвета, который она заказывала изначально, но уже на восемь тысяч сомов дороже. Она написала заявление, мы все проверили и установили, что права покупательницы были нарушены. В итоге магазин вернул ей деньги.

    Как ваше ведомство собираетесь отслеживать цены и на стоимость каких товаров вы будете обращать особое внимание?

    Шухрат Сабиров: Сейчас действуют рыночные отношения, и каждый предприниматель вправе устанавливать свои цены на товары, работы и услуги. Мы можем проводить определенную работу только в рамках своих полномочий, руководствуясь антимонопольным законодательством.

    Приведу немного статистики. За первое полугодие 2017 года с требованием устранить выявленные нарушения было выдано 50 предписаний, из которых 44 исполнены, а шесть находятся в работе.

    Например, мы рассмотрели обращение с жалобой одной из компаний сотовой связи на недобросовестные действия операторов платежных систем. Как удалось выяснить, последние в одностороннем порядке повысили размер сбора за пополнение баланса с пяти до 10 сомов. Причем почему-то только для одной компании, предоставляющей услуги мобильной связи. Для остальных комиссионные остались на прежнем уровне.

    Мы отслеживаем ценовую ситуацию на рынках республики по 14 видам социально значимых товаров. Их стоимость может временно регулироваться государством, если рост цен составляет 20 и более процентов в течение месяца. Особое внимание уделяется рынкам муки, хлеба, цемента, горюче-смазочных материалов и угля.

    Насколько в Киргизии распространено такое явление, как картельный сговор?

    Шухрат Сабиров: Тема достаточно острая и болезненная. Причем не только для республики, но и на всем пространстве СНГ.

    Взять, к примеру, фармацевтический бизнес. Несмотря на то что у нас есть специальный орган, в компетенцию которого входит именно отслеживание цен на лекарственные препараты, ситуация, к сожалению, долгое время не анализировалась. В результате на рынке появились несколько доминирующих компаний, между которыми, как мы подозреваем, имеется своего рода ценовой сговор.

    Предложения по этому поводу мы представили в министерство здравоохранения КР и Департамент лекарственного обеспечения.

    Не так давно в России, а затем и в Киргизии прошли заседания антимонопольных органов государств СНГ. О чем договорились?

    Шухрат Сабиров: Прежде всего, договорились с российскими коллегами по поводу повышения квалификации и профессиональной переподготовки местных специалистов, а также развития научно-прикладных исследований и проектов по современным проблемам антимонопольного регулирования.

    Напомню, что в Чолпон-Ате прошло расширенное совместное заседание консультативного совета по защите прав потребителей государств-участников СНГ. Были достигнуты договоренности о сотрудничестве в области защиты прав потребителей с учетом национальных и общепринятых норм международного права. Что это значит? Мы должны отслеживать, чтобы граждане, в какой бы из стран СНГ они ни находились, были обеспечены достоверной информацией о товарах, работах, услугах, изготовителях, продавцах, исполнителях, а также о тех мерах, которые могут быть приняты в случае нарушения их прав к недобросовестным предпринимателям.

    Ключевой вопрос

    В каких случаях люди могут обратиться в агентство и как часто это происходит?

    Шухрат Сабиров: Основные причины обращений - это несоблюдение договора о гарантийном обслуживании, обнаружение недостатков в товаре после его покупки, отказ продавца вернуть деньги или заменить бракованную вещь, отсутствие маркировки на государственном и официальном языках на товарах, ценниках.

    Чтобы провести работу с жалобой потребителя, мы приглашаем предпринимателя и проводим разъяснительную беседу. Чтобы выехать на проверку, ведомство должно получить разрешение в министерстве экономики КР, затем уведомить предпринимателя о проведении инспекции. Конечно, элемент внезапности пропадает, и, как следствие, все оказывается в порядке.

    Стоит отметить, что особенно много проблем с недобросовестной рекламой. Довольно часто выясняется, что товар фактически не соответствует рекламе. И есть недобросовестная конкуренция - копирование товарного знака, введение в заблуждение потребителя, нарушение права интеллектуальной собственности.

    Поделиться