Проблемы, вызванные переводом морских судов из-под национальной юрисдикции, не новы. И Россия, и другие морские державы сталкиваются с этим явлением уже несколько десятилетий. Прежде всего это означает увеличение зависимости национальной экономики от импорта морских транспортных услуг - российские внешнеторговые грузы перевозят суда под флагами иностранных государств, и именно в их бюджеты уходят налоги и другие поступления от этих перевозок. Далее это потеря рабочих мест для российских моряков, вынужденных искать работу на судах под иностранными флагами. Они остаются полностью без правовой и социальной защиты. Некоторые государства, иногда даже не имеющие выхода к мировому океану, в целях получения дополнительных доходов в бюджет вводят льготный налоговый режим для судовладельцев, финансовых компаний и делают привлекательной регистрацию судов под своим флагом. Это приводит к искажению конкуренции на мировом фрахтовом рынке.
В России уже есть льготы для тех, кто ходит под российским флагом. Для транспорта, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, был создан режим, позволяющий обеспечить конкурентоспособность российского флота по отношению к судам под иностранными флагами. Крупные российские судоходные компании с госучастием регистрируют свой флот в Российском морском реестре судов, отметил в одном из выступлений глава минтранса Максим Соколов.
Деятельность морского флота полностью либерализована, и если в отношении других видов транспорта у государства есть возможность защищать национального перевозчика, то на морском транспорте в качестве рыночного регулятора выступает в первую очередь уровень фрахтовой ставки.
Поэтому минтранс выступил с инициативой по совершенствованию законодательства в части использования судов под российским флагом для перевозок при разработке арктических шельфовых месторождений. Исходя из необходимости полного использования возможностей по защите интересов национальных морских перевозчиков, предоставляемых международным морским правом, и с учетом зарубежного опыта в ведомстве уже подготовили соответствующий законопроект. Это будет еще одним шагом в борьбе с теми, кто использует флаг офшора, считает министр.
Сегодня на всех уровнях ведется серьезная работа по импортозамещению товаров, но также необходимо создавать условия для импортозамещения услуг, в частности услуг морского флота. Это станет хорошим подспорьем и для госказны. По экспертным оценкам, в России импорт морских транспортных услуг (фрахт за перевозку российских внешнеторговых грузов на судах под иностранным флагом) составляет 12 - 15 миллиардов долларов в год. Если хотя бы часть этого фрахта оплачивалась российским судовладельцам, в страну могли бы вернуться значительные средства в виде мультипликативного эффекта за счет развития самого судоходства, судостроения, судоремонта, энергетики, металлургии и высоких технологий, считает президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин.
При этом для развития флота не требуются государственные инвестиции, вопрос лишь в совершенствовании законодательной базы, устранении избыточных, дополнительных и дублирующих функций национального законодательства, а также административных барьеров.