06.09.2017 20:36
Поделиться

Кто встанет на линии разграничения между Донбассом и Украиной

Размещение миротворческого контингента на Украине при всей привлекательности этой идеи для дискуссий на международных площадках на практике столкнется с множеством проблем, способных выхолостить суть данного предложения.

Это тот самый случай, о котором принято говорить - "дьявол в деталях". В этих нюансах и кроется непримиримое противоречие между позицией Москвы, выступающей в качестве посредника на переговорах "нормандской четверки", и официальным Киевом, являющимся главным действующим лицом гражданского конфликта на Украине.

Напомню, что президент России Владимир Путин во вторник на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС сообщил о том, что предложил внести в Совет безопасности ООН от имени России резолюцию о размещении ооновских сил на линии, разграничивающей военные подразделения Украины и республик Донбасса. О том, что ситуация с безопасностью работающих в регионе представителей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе требует немедленного разрешения, Москва заявляла давно. "Я многократно говорил о том, что поддерживаю и идею вооружения миссии ОБСЕ, но сама ОБСЕ отказывается от вооружения своих сотрудников, поскольку не имеет ни персонала соответствующего, ни опыта подобной работы", - цитируют информагентства слова российского лидера.

Ставшие регулярными обстрелы безоружных наблюдателей ОБСЕ, провокационные угрозы в их адрес со стороны различного рода украинских вооруженных группировок привели к тому, что ситуация на линии разграничения на Донбассе, по словам заместителя главы миссии швейцарца Александра Хуга, "остается напряженной и очень сложной". А инициатива Москвы по защите сотрудников ОБСЕ стала логичным ответом на возникающие проблемы.

Россия уже внесла в Совбез ООН проект резолюции о вводе на Украину миротворческих сил

Для безопасного размещения миротворцев на Украине российский лидер назвал два ключевых условия: отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения, предусмотренный минскими договоренностями, и согласование вопроса об ооновских силах с руководством ДНР и ЛНР в качестве второй стороны конфликта.

Как написал в "Фейсбуке" глава Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, российская инициатива в отношении ооновских военнослужащих несет для Киева угрозу наступления затишья на линии противостояния, лишив украинскую власть, по сути, главного источника легитимности и устойчивости - постоянного напоминания и без того запуганным своим согражданам о необходимости противостоять российской агрессии.

О том, что предложение Москвы нарушает внешнеполитические планы Киева, на Украине заговорили сразу после того, как стало известно о российских инициативах. Ранее о желании видеть на Украине миротворческий контингент собирался говорить в своем выступлении на предстоящей в конце сентября Генассамблее ООН президент Петр Порошенко. Но теперь с высокой трибуны ему придется объяснять, почему он выступил против российской инициативы.

Введение ооновских миротворцев делает излишними и бессмысленными, по мнению Косачева, планы американской администрации по перевооружению Украины и поставкам в зону конфликта современного оружия.

Россия уже внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции о вводе на Украину миротворческих сил. К его обсуждению приступили эксперты. Впрочем, Киев заявил, что предложит к документу свои поправки, которые исказят суть российских инициатив.

Власти Незалежней рассчитывают использовать возможный ввод миротворцев ООН на Украину в качестве предлога для окончательного отказа от Минских соглашений. В Киеве выступают против размещения ооновских военнослужащих на линии разграничения между враждующими сторонами и намерены разместить их на украино-российской границе, оставив наблюдателей ОБСЕ по-прежнему без защиты. При этом Украина отказывается признавать республики Донбасса в качестве стороны гражданского конфликта и обсуждать с ними вопрос о миротворческой миссии ООН. Своими требованиями украинские власти намеренно загоняют ситуацию в тупик в расчете, что без их согласия на ввод миротворцев российский вариант резолюции в Совбезе согласован не будет, как, впрочем, и украинский, противоречащий Минским соглашениям.

По мнению немецкой Suddeutsche Zeitung, российские предложения окажутся неприемлемыми для Киева, поскольку ДНР и ЛНР получают "такое же право голоса, как и украинское правительство". Юридическая, пусть даже формальная легитимизация непризнанных республик Донбасса на международном уровне беспокоит украинские власти куда сильнее, чем безопасность наблюдательной миссии ОБСЕ.

Не менее бесперспективной на данном этапе, по мнению экспертов, выглядит и дискуссия о предполагаемом национальном составе миротворцев ООН. Киев категорически против участия в этой миссии России и рассчитывает, что в ней будут преобладать представители стран НАТО. Но такой подход встречают в штыки на Донбассе. Наличие проблемы признают и в ОБСЕ. Как писал экс-генеральный секретарь организации Ламберто Заньер в New York Times, "миротворческие миссии предполагают участие военных контингентов определенных стран и было бы сложно привести противоборствующие стороны на Украине к соглашению о том, чьих солдат можно было бы разместить там".

Похоже, в Киеве и сейчас, и раньше использовали идею с миротворцами в качестве красивой, пригодной для международных трибун "фигуры речи". Но когда воплощение этого плана на практике стало с подачи Москвы реальным, поспешили отыграть назад. В этой связи приведу заявление постпреда Украины при ООН Владимира Ельченко. Тот считает: "до момента, пока конфликт на Донбассе не будет заморожен и не прекратятся боевые действия, ни одна страна не позволит себе отправить миротворцев, которые находились бы в условиях активных боевых действий". При этом г-н Ельченко не упомянул сорванные по вине официального Киева одно за другим перемирия и "режимы тишины" с республиками Донбасса в качестве главной причины продолжения боевых действий.

Предложение России в отношении миротворцев ООН позитивно восприняли в правительстве Германии. Министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль назвал инициативу Москвы "изменением ее политики на Украине". "Мы не должны этот момент проморгать", - добавил немецкий политик. Приветствовали российскую инициативу в ОБСЕ, подчеркнув, что миротворческая операция ООН на Украине должна уважать "суверенитет, независимость и территориальную целостность страны". Но, судя по настроениям, в Киеве ни при каких обстоятельствах не готовы признать республики Донбасса равноправной стороной конфликта. Напротив, так называемую антитеррористическую операцию на юго-востоке Украины, в администрации Петра Порошенко собираются переименовать в "операцию по обороне Украины" для того, чтобы лишний раз подчеркнуть наличие не внутреннего, гражданского конфликта, а противостояния с Москвой. А потому соглашаться с российским предложением о размещении ооновских миротворцев на линии разграничения и вести на этот счет диалог с Донецкой и Луганской народными республиками в Киеве отказываются наотрез.

Справка "РГ"

Россия взяла на себя обязательства Советского Союза по участию в миротворческих миссиях ООН. Кроме того, российские военные входят в Коллективные силы по поддержанию мира в СНГ и миротворческий контингент ОДКБ. Военнослужащие РФ принимали и продолжают принимать участие в нескольких десятках операций. В разные годы они входили в состав сил ООН в Югославии, направлялись в Боснию и Герцеговину, Косово и Метохию. Участвовали в миротворческих операциях ООН в Анголе (1995-1996), Сьерра-Леоне (2000-2005), Бурунди (2004-2006), Судане и Южном Судане (2006-2012), Республике Чад и ЦАР (2008-2010). В 1992 году российские военные были введены в зону грузино-осетинского конфликта на территории Южной Осетии, а в 1994-м - в зону грузино-абхазского конфликта. Обе миссии завершились в 2008 году. На протяжении уже 25 лет миротворцы из России находятся в Приднестровье, правда, за это время их количество существенно сократилось. Военные наблюдатели из России также присутствуют в миссиях ООН на Ближнем Востоке, в Западной Сахаре, в Судане, Южном Судане, Демократической Республике Конго, Косово, Либерии, Кот-д Ивуаре, на Гаити и Кипре.

Подготовил Юрий Когалов