Но картина получается парадоксальная. С одной стороны, регионы бодро докладывают о строительстве новых заводов, распределенных субсидиях, разработанных образцах новой продукции. А с другой, реальная ситуация с промышленным производством напоминает стагнацию. Почему в итоге два плюс два оказывается меньше четырех? На самом деле производство промышленной и потребительской продукции, которое должна была подстегнуть политика импортозамещения, пока оставляет желать лучшего.
Еще в 2015 году Минпромторг, Минкомсвязь, Минтранс и Минэнерго России разработали 20 отраслевых программ импортозамещения в гражданских отраслях промышленности. Позднее к ним добавились еще две программы. По оценке правительства, к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с 70-90 до 50-60 процентов. А в ряде отраслей возможен выход на еще более низкие показатели.
Всего на реализацию проектов в области импортозамещения в прошлом году было направлено почти 375 миллиардов рублей. В том числе почти 105 миллиардов составили средства государственной поддержки, то есть деньги федерального бюджета, которые были направлены через Фонд развития промышленности.
В итоге на коллегии Минпромторга РФ сообщили, что по итогам 2016 года рост промышленного производства составил около 1,5 процента. В роли тяжелого "локомотива" выступил оборонно-промышленный комплекс, продолжающий получать рекордный государственный заказ: здесь увеличение составило 10 процентов.
Среди других причин активности отечественного производственного сектора называлась поддержка автомобильной и легкой промышленности, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения. На эти цели в 2016 году было выделено 106 миллиардов рублей, в этом - запланировано 108.
Вместе с тем данные Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) показывают "маятниковую" динамику отраслевого производства.
Например, производство транспортных средств в 2016 году выросло на 9 процентов, но ведь в предыдущем году оно упало на 31 процент. Схожая ситуация с текстилем, кожевенными изделиями, машиностроением, а некоторые отрасли "падают" уже два года.
По данным ЦМАКП, соотношение импорта товаров и добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности России в 2013-2016 годах сократилось с 53 до 47 процентов. При этом наибольших успехов добились преимущественно низкотехнологичные сектора, например, целлюлозно-бумажное производство, изготовление мебели, деревообработка, а также химическое производство (без фармацевтики), где этот показатель составил от 15 до 8 процентов.
В производстве судов и летательных аппаратов, железнодорожной техники импортозамещение по этому показателю составило около 7 процентов, этот эффект напрямую связан с гособоронзаказом и разрывом экономических связей с Украиной. Усилия в области фармацевтики привели к импортозамещению на 6,5 процента, в производстве медицинской техники - на 8 процентов.
Весьма показательно, что в таких опекаемых государством отраслях, как производство автомобилей, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, соотношение импорта и добавленной стоимости составило от одного до трех процентов. В производстве машин и оборудования, электронных компонентов и аппаратуры этот показатель на уровне статистической погрешности.
Мало того, в некоторых секторах наблюдается рост импорта. Так, в производстве подшипников, зубчатых передач, элементов механических передач и приводов импорт вырос на пять, в производстве подъемно-транспортного оборудования - на семь, в производстве прочего оборудования общего назначения - на 18 процентов.
Во многом такие неоднозначные показатели объясняются технологической отсталостью российской промышленности. Степень износа основных фондов в обрабатывающей промышленности непрерывно растет и в 2015 году достигла рекордного уровня в 47,7 процента.
Вместе с тем в некоторых других сферах экономики наблюдается улучшение этого показателя. Например, в сельском хозяйстве за год средний износ снизился почти на два процентных пункта - до 41,6 процента. Поэтому именно там импортозамещение особенно заметно.
Успех аграриев объясняется тем, что в отрасли АПК гораздо проще оказалось возродить вертикально-интегрированные технологические цепочки в рамках аграрно-промышленных групп. Пример тому - восстановленная вертикальная технологическая цепочка в подотрасли сельскохозяйственных комбайнов, благодаря чему удалось сохранить рынки готовой продукции, "отжимая" на них технологическую ренту, что должно стать образцом для всей модели импортозамещения.
В отсутствие концепции интегрированного импортозамещения у нас почти все внутренние рынки промышленной продукции высоких переделов безнадежно заняты транснациональными гигантами.
На долю отечественной промышленной "рати" остались лишь отдельные "кусочки" комплектующих. Именно в таком направлении, по всей видимости, и будет осуществляться стратегическая концепция импортозамещения.
Министерство промышленности и торговли России в качестве образцового успеха импортозамещения приводит группу компаний "Мотордеталь", производящую автокомпоненты цилиндропоршневой группы с использованием займа Фонда развития промышленности. При этом компания уже экспортирует свою продукцию более чем в 40 стран мира, тем самым воплощая правительственную стратегию "компонентного экспортоориентированного импортозамещения".
Таким образом, не замахиваясь на стратегии создания отечественных Hyundai и Huawei, выпускающих готовую продукцию массового назначения для глобальных рынков, мы пытаемся встроиться в глобальные цепочки стоимости в качестве "пятых подползающих".
Именно такой пока представляется современная концепция нашего "лоскутного" или экспортоориентированного импортозамещения.