Василий Сергеевич, в чем преимущества кластерного развития?
Василий Осьмаков: В современных реалиях важно концентрироваться именно на тех подходах, которые дают максимальный синергетический эффект в условиях ограниченности ресурсов. И зарубежный, и российский опыт показывает, что развитие кластеров обеспечивает благоприятную среду для привлечения инвестиций, внедрения новых технологий, снижения себестоимости продукции и повышения ее конкурентоспособности.
В широком смысле кластеры - это средство экономического и промышленного развития регионов. После распада СССР большинство российских заводов, как известно, были вынуждены перестраивать свои кооперационные связи из-за того, что многие предприятия и партнеры-поставщики прекратили существование или юридически оказались в другой стране. Это привело в конечном счете к существенной зависимости от импортного оборудования, комплектующих, материалов.
Сейчас предприятия ищут возможности для воссоздания этих кооперационных связей. Причем именно внутри страны, учитывая все макроэкономические и политические риски. Промышленные кластеры успешно решают эту задачу и вносят свой важный вклад в социально-экономическое развитие страны как регионов, так и страны в целом.
Есть ли успешные примеры такого рода кластерных проектов в промышленности?
Василий Осьмаков: Безусловно, есть, и их уже немало. Из числа проектов по импортозамещению, поддержанных минпромторгом, можно выделить, например, проект "Генборг", реализуемый на базе кластера станкостроения и станкоинструментальной промышленности "Липецкмаш".
Речь идет о производстве широкой гаммы низковольтных электродвигателей, соответствующих высочайшим международным стандартам энергоэффективности (IE3 и IE4). До этого более 90 процентов электродвигателей этого класса импортировались из Германии, Японии, Кореи, Италии и других стран из-за элементарного отсутствия у нас технологических заделов и необходимых производственных мощностей для выпуска таких комплектующих, используемых в станкостроительной и инструментальной промышленности.
В рамках проекта "с нуля" был построен современный завод в Усмани Липецкой области, уже отработана технология производства, выпускаются первые партии продукции. Поддержку заводу в виде льготного займа оказал Фонд развития промышленности.
Причем "Генборг" выступает поставщиком электродвигателей и для другого заемщика ФРП - предприятия "Интермаш", приступившего к производству современных станков с ЧПУ в индустриальном парке "Созидатель" в той же Липецкой области, в Ельце. Вот так, благодаря совместным усилиям наших промышленников, институтов развития и государства, выстраиваются кооперационные цепочки и осваивается выпуск новой, импортозамещающей продукции.
Упор делается на наиболее критичные с точки зрения импортозамещения виды продукции?
Василий Осьмаков: Совершенно верно. Здесь можно вспомнить и другой характерный пример. В Псковской области на базе лидеров российского рынка электротехнической отрасли был сформирован промышленный электротехнический кластер, включающий 12 производственных предприятий.
Там, в частности, реализуется проект по организации производства электротехнической элегазовой продукции напряжением 110-220 кВ. Сегодня подавляющая часть этой продукции, используемой при строительстве электрических подстанций и реализации других крупных энергетических проектов, приобретается за рубежом у таких компаний, как Siemens, ABB, Alstom, Hyundai. Производимое участниками кластера оборудование способно конкурировать с мировыми лидерами и позволит существенно снизить импортозависимость в данной нише.
В чем, на ваш взгляд, главные преимущества формирования такой кооперации предприятий в сравнении с автономным развитием каждого из них?
Василий Осьмаков: Прежде всего в повышении хозяйственной самостоятельности предприятий, увеличении объемов создаваемой в России добавленной стоимости, снижении инвестиционных рисков, которые возникают благодаря совместной работе в рамках кластера.
Очень важен и мультипликативный эффект от государственной поддержки промышленных кластеров. Каждый рубль, направленный на их развитие, "работает" сразу несколько раз. Предприятия получают возможность реализовать совместные проекты, увеличивают объемы заказов, наращивают технологическую и производственную кооперацию. Все это приводит к росту частных инвестиций и к увеличению привлекательности региона для бизнеса.
Один из залогов конкурентоспособности продукции на внешнем рынке - адекватная цена. Помогает ли кластерный принцип производства обеспечивать стоимость товаров на приемлемом уровне? За счет чего?
Василий Осьмаков: Преимущества кластерной модели в таком случае очевидны. Как правило, освоение импортозамещающей продукции - это очень трудоемкая и высокозатратная задача. Необходимо провести соответствующие НИОКР и испытания, разработать конструкторскую документацию, подготовить промышленное производство нового оборудования или изделия. В конечном счете это неизбежно сказывается на себестоимости продукции. Реализовывать такие проекты в одиночку, своими силами, могут только крупные предприятия. Кластеры позволяют обеспечить и малым предприятиям заказы от других участников кластера, снизить издержки благодаря мерам господдержки, совместного использования инфраструктуры, различного рода льгот и преференций (в том числе налоговых) со стороны региона. Это подтверждается и статистикой - более 80 процентов участников составляют именно малые и средние предприятия.
Курс на импортозамещение актуален не только для товаров, но и в отношении услуг и технологий. Как этому способствуют промкластеры и индустриальные парки?
Василий Осьмаков: Активизация сервисных услуг, безусловно, должна быть одним из приоритетов работы участников кластеров. К примеру, предприятия созданного в прошлом году на территории Московской и Тверской областей кластера метровагоностроения перешли на модель контрактов жизненного цикла: не только поставки вагонов, но также их полного сервисного обслуживания и модернизации в течение 20-30 лет.
Это та модель, по которой сегодня работают все ведущие мировые производители. Недавно в столичной подземке появились электровагоны нового типа 81-765/766/767 "Москва", которые поставляются с этого года метрополитену именно по контракту жизненного цикла. К слову, размещение производителей комплектующих в непосредственной близости от якорного предприятия является еще одним важным преимуществом кластеров. Работать по сервисной модели становится выгодно благодаря существенному снижению производственно-логистических издержек.
Появились ли в последнее время в кластерах какие-то уникальные технологии, которые способны покорить внешний рынок?
Василий Осьмаков: Импортозамещающие проекты в рамках кластеров, включая приведенные мной примеры, нацелены на освоение самых передовых технологий мирового уровня. Эти предприятия ведут активную экспортную деятельность и в дальнейшем планируют наращивать поставки освоенной продукции за рубеж. На это направлена сейчас и государственная промышленная политика, предусматривающая поддержку в первую очередь экспортно ориентированных проектов. Программа поддержки промышленных кластеров была запущена совсем недавно, но ее результаты будут видны уже очень скоро. В целом, помимо машиностроения, у нас сегодня есть очень перспективные проекты в рамках кластеров в сфере высокотехнологичных медицинских изделий, химической промышленности, приборостроения и т.д.
По итогам 2017 года планируется создание не менее 20 новых индустриальных парков, 18 технопарков и 15 промышленных кластеров. При этом основными факторами при отборе совместных проектов, претендующих на господдержку, являются их конкурентоспособность и экспортный потенциал.