Костяк программы - постановки детской классики. Сказки Пушкина, Маршака и Чуковского, "Снегурочка" и "Каштанка", "Питер Пэн" и "Маленький принц", "Остров сокровищ" и "Алиса в стране чудес" - оригинальные режиссерские версии помогут ребятам глубже понять знакомые тексты. Открытием для многих станет сказка "Король Матиуш" Януша Корчака - сегодня его знают в России больше как педагога, который вместе с воспитанниками погиб в газовой камере, но Корчак еще и великолепный прозаик.
Будут и постановки по современным сценариям на основе "взрослой" литературы. Особенный интерес к ним проявили студии, где играют дети. Так, школьников из столичного "Класс-центра" вдохновили "Барабаны в ночи" Бертольта Брехта, юных казанцев - "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха, а юных воронежских артистов - произведения Кафки и Гессе (наряду с картинами Магритта и Гойи).
Организаторы фестиваля подбирают спектакли, которые необычны как минимум для Черноземья. Например, Московский губернский театр для своей "пиратской" истории построил целый фрегат и записал тифлокомментарии для слепых и слабовидящих зрителей. Новосибирский "Глобус" пригласил задуматься над дневниками мальчишек, переживших войну (взяв для постановки "самую жестокую книгу ХХ века" - бестселлер Аготы Кристоф "Толстая тетрадь"). Театр Наций устроит для публики настоящую охоту на эльфов - дети попробуют провести следственный эксперимент и вычислят преступников.
Три труппы представят так называемый бэби-театр, или "театр на подушках" - формат, удобный для малышей от двух лет. Норвежцы проведут для таких зрителей экскурсию в "Зоопарк драконов", а гости из северной столицы познакомят с цыпленком и забавными танцующими червяками. В этом же жанре выдержан "Зайка и Бычок" воронежского театра "Шут".
Из Санкт-Петербурга приедет уникальный "цирк для хулиганов", выросший из социального проекта для беспризорников. Главную роль в их шоу "Племянник" успешно играет мальчик с синдромом Дауна. В мир "особенного" ребенка, которому лишняя хромосома отнюдь не мешает любить и дружить, перенесет зрителей "Колино сочинение" по мотивам книги Сергея Голышева "Мой сын - даун".
Несколько спектаклей ("Снегурочка", "Сказка о царе Салтане", "Степной ноктюрн…") откроют ребятам красоту фольклора, русского и казахского. Правда, последнюю постановку лучше поймут школьники с 14 лет, уже понимающие, что в истории Казахстана были не только доблестные конники, но и колючая проволока Карлага.
В рамках фестиваля состоятся мастер-классы выдающихся режиссеров и театральных педагогов. Расписание объявят дополнительно, для участия потребуется запись.
"Маршак"-2017 пройдет с 28 октября по 6 ноября.
Михаил Бычков, худрук Платоновского фестиваля искусств, помощник куратора фестиваля "Маршак":
- Задачи "Маршака" - будить фантазию ребенка, обогащать его внутренний мир и приучать к истинной красоте. К сожалению, очень многое из того, что нас окружает, небезупречно с эстетической точки зрения. Это реальность телевизора, улицы, реальность того "красивого", что навязывают детям не очень подготовленные взрослые. Но "специально обученные люди", режиссеры и художники, все-таки дают в этом мире правильный ориентир.
"Маршак" демократичен. В конце прошлого сезона мы направили всем воронежским театрам приглашения участвовать в фестивале. Откликнулись только два. Их спектакли вошли в программу. Конечно, после спектаклей Евгения Ибрагимова, Рузанны Мовсесян, Полины Стружковой и других выдающихся режиссеров, которые были участниками "Маршака" в предыдущие годы, нашим местным театрам нужно очень хорошо стараться, чтобы не обмануть ожидания зрителя. Я желаю им быть смелее и не закрываться, приглашать на постановки иногородних мастеров разных возрастов. Особенно молодых. Ведь это обычная, эффективная практика. Но пока что работы с приглашенными режиссерами избегает и театр кукол "Шут", и воронежский ТЮЗ…
У нас нет попечительского совета и спонсоров. Субсидия из областного бюджета по сравнению с прошлым годом уменьшилась - сейчас она составляет восемь миллионов рублей, остальные расходы придется покрывать за счет продажи билетов. Раз мы хотим сохранить объемы показа, нужно немного приподнять цены. Надеемся, что зритель воспримет это с пониманием. Все-таки сходить в театр - это не коробку конфет купить. Это серьезное дело.