Отказ от троллейбусов - история хоть и нелогичная, но вполне реальная. За примерами далеко ходить не нужно: буквально в прошлом месяце власти Москвы решили заменить "рогатых" автобусами. Жителей столицы просят пересаживаться на метро, трамваи и велосипеды.
Чиновники Петербурга, видимо, опыт решили перенять. Только вместо автобусов в городе запустят троллейбусы с автономным ходом, способные ехать на батареях до 12 километров. Они уже закуплены, сообщают в комитете по транспорту, и будут курсировать по центру города. В остальные районы отправятся следующие партии, но о них пока и речи нет - только для первого этапа "Чистого неба" нужны 150-160 машин, сейчас в распоряжении города - порядка ста.
Однако горожане от такого решения не в восторге. Во-первых, к сетям общественного транспорта - будь то хоть троллейбус, хоть трамвай - претензий очевидно меньше всего. "Такие провода - часть пейзажа города. Это все равно, что убрать розетки в квартире, чтобы они вид не портили", - такие комментарии оставляют петербуржцы в социальных сетях.
- Если, стоя на Невском, поднять голову, то можно увидеть не паутину троллейбусной контактной сети, а паутину кабелей, идущих с крыши на крышу. Заботиться о чистом небе следует начать с приведения в порядок именно этого хозяйства. Убрать под землю кабели, разобраться с неряшливыми линиями освещения. После этого проблема будет на 90 процентов решена. Но проще, конечно, угробить хорошо работающую систему транспорта, - комментирует координатор движения "Транспорт и горожане" Михаил Черныш.
Специалисты общественников поддерживают. Так, в петербургской Лаборатории "Оптимальные транспортные системы" подчеркивают, что если последовательность действий проигнорировать, снятием троллейбусной сети все и закончится.
- Остальные провода, составляющие большую долю загрязнения, так и останутся на месте. Кроме того, регулярное использование новых троллейбусов с автономным ходом нужно начать задолго до ликвидации контактной сети. Ее можно убирать, только когда будет ясно, что беспроводные троллейбусы исправно ходят по всему маршруту, - подчеркивает эксперт лаборатории Валентина Соловьева.
Кстати, первые испытания, по рассказам очевидцев, прошли буквально на днях, и инновационные машины показали себя не лучшим образом. Без длительной подзарядки аккумуляторов на конечной остановке проехать Невский проспект не получается - заряда так или иначе не хватает. Непонятно, как поведут себя они и в погодных условиях, например, в сильные морозы. Ведь для работы батареи необходимы приемлемые температурные режимы. Случись что - петербуржцев, как и в Москве, пересадят на все те же автобусы. Стоимость "безрогих" тем временем почти в два раза выше обычных, а серьезных отличий по экологичности и энергоэффективности между ними практически нет.
Специалисты подчеркивают - мало закупить новые автобусы, надо научиться возить ими пассажиров. Так, чтобы это было надежно в любой сезон. Нужна не только инфраструктура (места для подзарядки и парки для "зимовки", так как переохлаждать батарею нельзя), но и персонал, умеющий работать с этим транспортом. В противном случае, и деньги будут потрачены зря, и город лишится уже привычных и удобных маршрутов.
Сейчас обеспокоенные петербуржцы намереваются написать письмо властям с требованием подойти к "Чистому небу" с другой стороны и обсуждают, как можно избежать такого сценария. Они обращают внимание на то, что за границей примеров, когда в городе ликвидировали бы провода троллейбусов из-за их визуальной неэстетичности, не существует.
Тем временем
В 2018 году на улицы Васильевского острова и части Петроградской стороны выйдут электробусы. В пилотном проекте будут участвовать 50 новых машин. Каждая из них имеет свой запас автономного хода - 18, 100 и 200 километров. На тестовую эксплуатацию они прибудут в сентябре-октябре этого года.