Как идут репетиции премьеры?
Паата Бурчуладзе: Очень хорошо. Это первая постановка театра, в которой я выступаю не только как певец, но еще и в роли художественного руководителя оперной труппы. Так что я собрал "свой" состав. И он, действительно, получился очень-очень достойный. Спектакль обещает быть по-настоящему интересным и самое главное - чего я хотел добиться, в первую очередь, сделанным на максимально высоком профессиональном уровне, таком, чтобы даже не чувствовалось того, что мы находимся не в Италии. Мы, все певцы, музыканты, очень много работаем, особенно над речитативами, чтобы добиться типично итальянского стиля. И надеемся на большой успех.
Как в вашей жизни возник Михайловский театр?
Паата Бурчуладзе: Возглавить оперную труппу предложил худрук театра Владимир Кехман. Я долго взвешивал все "за" и "против", решил рискнуть. Быть может, единственная проблема в том, что я уже давно не жил по полгода на одном месте, хотя у меня есть квартиры и в Тбилиси, и в Берлине. Но главное, что точно буду держать себя в хорошей вокальной форме, потому что сам буду часто выходить на сцену. Я "играющий тренер" и ни в коем случае не свадебный генерал.
В чем вы видите свою главную задачу как худрука оперы?
Паата Бурчуладзе: Мне очень интересно попробовать свои силы в этом амплуа. Я очень хочу, чтобы уровень театра был высокий. Он этого заслуживает. Я уже посмотрел примерно половину репертуара - меня, в первую очередь, интересовали певцы, какие есть. И я понял, что с ними будет интересно работать. Ведь публика ходит в оперу прежде всего ради того, чтобы услышать голоса, а не дирижера или чтобы посмотреть на режиссерские опыты над классикой. В Михайловском театре большие, прекрасные традиции. И над репертуаром мы будем вдумчиво работать. Жалко, что в театре, история которого связана с именем Мусоргского, не идет ни одной оперы этого композитора. Мы обязательно исправим ситуацию. И вообще, думаю, нам нужно сделать акцент на русский репертуар и на те произведения, что привлекут в театр детей и молодежь. И нас уже есть несколько вариантов. Мой фаворит - "Сказка о Царе Салтане" Римского-Корсакова. На мой взгляд, это идеальная опера для похода в театр всей семьей. А также, безусловно, в репертуаре необходимо иметь и ключевые итальянские, французские оперы - такие, как "Кармен" и "Аида". "Набукко" уже есть в наших самых ближайших планах.
Вы будете в театр новых певцов приглашать?
Паата Бурчуладзе: Как раз у меня есть еще один серьезный интерес: воспитывать молодых певцов. Поэтому уже нынешней осенью состоится большое, открытое прослушивание в Академию, что будет работать при Михайловском театре. Уже очень много заявок поступило. Думаю, мы отберем пять, максимум, семь студентов - самых достойных, которые смогут сделать мировую карьеру. У меня есть подобный опыт. Не стану хвастать именами, пусть они сами об этом расскажут, но немало певцов, кому я помог состояться в профессии.
Сейчас в Петербурге уже работает три разных программы для молодых оперных певцов - две в Мариинском театре и еще Академия имени Елены Образцовой. Вы будете с ними конкурировать или сотрудничать?
Паата Бурчуладзе: Мы будем делать свое дело. А там конкуренция, наверное, сама собой получится. Но целенаправленно конкурировать я не хочу ни с кем. Как певец. я тоже не конкурировал ни с кем. У меня был свой план, и я его реализовывал. Слава Богу, не без успеха! То же самое и здесь будет: надо просто с полной отдачей делать свое дело - не на зло кому-то, не для конкуренции, а ради достойного результата.
На какой период рассчитан ваш контракт с театром?
Паата Бурчуладзе: Пока разговор идет о трех годах. Думаю, это нормальный срок для того, чтобы понять, стоит ли и потом продолжать сотрудничество.
А вы будете совмещать работу худрука оперной труппы с немалой занятостью, со своей международной певческой карьерой?
Паата Бурчуладзе: Конечно, какие-то контракты на постановки в "Метрополитен", Париже, Монте-Карло или в "Ковент-Гарден" я за собой сохраню, отменять их не стану. Но сейчас мне работа в Михайловском театре настолько интереснее, что я готов шесть месяцев посвящать себя этому делу. Потому что мировую карьеру я уже создал. Меня уже ничего не удивит: ни один театр в мире, ни одна роль, ни один дирижер.
А как же тот случай, что недавно произошел как раз в "Ковент-Гарден" со спектаклем "Дон Карлос" с вашим участием?
Паата Бурчуладзе: Я пел партию Инквизитора, поэтому пришел прямо к началу спектакля. А мне уже в дверях говорят: "Вы зря пришли - вы сегодня не поете. Я принял это за чисто английский юмор, от которого часто бывает не смешно. Я поднялся в гримерку и опять слышу: "А Вы сегодня не поете". Я подумал, они все сговорились и где-то спрятана скрытая камера. Но через пять минут появился директор театра и рассказал, что за час до спектакля сопрано Кристин Льюис, исполняющая партию Елизаветы. заболела и отказалась петь. А замены у театра не было. Точнее она была, но в другом городе и приехать, естественно, не успела. Таким образом, оперу сократили, сделав микст из избранных номеров оперы и получилось полуторачасовое представление без антракта. Поэтому я как пришел в театр, так и ушел, не выйдя на сцену. Но всем солистам гонорары выплатили и зрителям деньги за билеты вернули. Все были в шоке: и артисты, и публика. Такого в моей жизни не было никогда и очень надеюсь, больше не будет.
Вы полагаете, вам удалось сделать карьеру, равную своему таланту?
Паата Бурчуладзе: Конечно, сделано много. Но могло быть сделано и значительно больше.
Что помешало?
Паата Бурчуладзе: Я ленивый. Я - мыслитель. Особенно хорошо мне часто под телевизор думается. Картинка какая-то мелькает перед глазами, а я о своем думаю, планы выстраиваю…
Какое событие вы более всего цените в становлении своей профессиональной судьбы?
Паата Бурчуладзе: Трудно, конечно, вычленить что-то одно. Но думаю, ключевым моментом стал мой одесский период - уроки знаменитого Евгения Николаевича Иванова. Это было больше, чем стажировка в "Ла Скала". Многие молодые певцы полагают, что поедут стажироваться в Италию и приедут оттуда настоящими итальянцами певцами: так получается далеко не у всех. Мне Италия многое дала, но особенно я ценю школу Иванова. Еще во многом помогла разобраться Лариса Никитина, у которой я стажировался в Москве.
Каждый день певец занимается своим голосом. Потому что достичь высокого уровня намного легче, чем там удержаться, потому что достигают многие. У каждого певца есть вершина своей карьеры. На протяжении 40 лет, что я на сцене, стольких я видел звезд, которые появилась и через пару лет бесследно исчезали, хотя были очень одаренными людьми. В нашей певческой профессии нельзя себе разрешать ни на минуту остановиться в собственном совершенствовании, каждый день идти в класс и над собой работать без всяких поблажек.
Как вы планирует в этом году отмечать свой сороковой сезон на сцене?
Паата Бурчуладзе: Пока на этот счет я особых планов не выстраивал. Но точно начну в Михайловском театре, как раз "Севильским цирюльником". А потом и гала-концерт будет. С огромным удовольствием соберу в Михайловском театре всех своих друзей-коллег.
Вы не опасаетесь критики со стороны своих грузинских коллег за сотрудничество с российским театром?
Паата Бурчуладзе: Я считаю, наоборот, что, с моей стороны, это столь всем нам необходимая попытка навести новые мосты в наших взаимоотношениях. Я очень хочу помогать моему народу и делаю все, что могу. Я верю, что Грузия обязательно будет единой благодаря мудрым политическим решениям всех вовлеченных в ситуацию сторон. Я даже уверен, что имею благословение от Патриарха Грузии Илии Второго, потому что он очень бережный человек, хорошо относящийся к дружбе православных народов. Он всегда и всех призывает, как можно скорее наладить отношения с Россией.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"