Российские регионы начали "раскручивать" свои курорты

В бархатном сезоне 2017 года россияне чаще всего выбирают такие российские курорты, как Большой Сочи, Анапа, Геленджик, Ялта, Евпатория и Алушта. Но первую строчку туристических предпочтений, по данным туркомпаний, занимает все-таки Турция. Даже вирус Коксаки не отпугнул большинство россиян. По данным АТОР на конец августа, у таких массовых туроператоров, как Pegas Touristik, TUI Россия, "НТК Интурист", ANEX Tour, в лидерах по бронированию турецкое направление. Кроме того, в числе самых продаваемых направлений у массовых туроператоров оказались Тунис, Черногория, Вьетнам, Италия, Таиланд и Болгария. Исключение составляет только "Библио Глобус", у него на первом месте в структуре продаж российские города.

С Турцией отечественным курортам соревноваться пока сложно, и принципиальный вопрос - цена дороги. "Билет в Анталью и обратно с учетом турецких субсидий обходится в 195 долларов, а цены на внутренних направлениях начинаются от 12 тысяч рублей при меньшей продолжительности полета, - пояснил генеральный директор "НТК Интурист" Виктор Тополкараев. - Чтобы внутренние чартеры были конкурентоспособны с выездными, нужны целевые субсидии. Жизненно необходимы чартеры на наш юг для регионов России, откуда в Сочи иной раз иначе чем через Москву и не попасть".

Вице-премьер Виталий Мутко поддержал инициативу туроператоров и предложил включить в ФЦП по развитию туризма субсидии на внутреннюю чартерную перевозку туристов, предусмотрев на эти цели миллиард рублей. Но с оговоркой, что необходимо сначала "обкатать" пилотный проект хотя бы в одном регионе.

Как говорят эксперты, география пунктов вылета в регионах составляет от 12 до 15 городов в сезон. Но достоверной статистики внутреннего турпотока нет. "Сегодня сложно отделить туристов от нетуристов, зачастую преобладает теневой сектор в общей массе объектов размещения, - сетует гендиректор Национального туроператора АЛЕАН Илья Уманский. Эта информация необходима в первую очередь бизнесу, чтобы понимать, стоит или нет заходить в регион".

Туроператоры осваивают даже отдаленные территории, понимая, что хорошо продуманное предложение может вызвать спрос на рынке

Местные власти "раскручивают" свои курорты по мере сил и возможностей. Так, например, молодой курорт "Армхи" в Ингушетии в прошлом году стал лауреатом Всероссийской интернет-премии в номинации "Доступный отдых". Действительно, стоимость пребывания на курорте вполне укладывается в бюджетный вариант. Проживание в сутки с завтраком в двухместном номере обойдется всего в 2200 рублей на двоих. И вот турист, вдохновленный рассказами очевидцев, уже пакует лыжи. Но, к сожалению, на официальном сайте курорта выбрать дату и забронировать номер не получится. Система бронирования попросту не работает. Такие недоработки могут стать препятствием для путешественников, готовых открыть для себя новые направления для отдыха в России. Поэтому туроператоры действуют порой на свой страх и риск, осваивают даже отдаленные территории, прекрасно понимая, что хорошо продуманное и упакованное предложение вызовет спрос на рынке. Так, в конце лета федеральные туроператоры подписали соглашение с Республикой Коми и Карелией. Несмотря на проблемы с инфраструктурой и суровым климатом, туры могут быть интересны как нашим туристам, так и иностранцам.

- Это только первый шаг, который никак не обеспечивает продажи, - рассказала "РГ" исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. По ее словам, чтобы региональный турпродукт продавался, необходимо, чтобы федеральный оператор был готов рискнуть вместе с принимающей компанией, начав работать в первые месяцы, возможно, вообще без прибыли. Это позволит уже максимум через восемь месяцев обеспечить постоянные потоки по направлению.

Однако, как показывает практика, региональные операторы боятся прихода федеральных игроков на местный рынок и не доверяют им. Что мешает выстроить партнерские отношения и совместно продвигать турпродукт. Но ситуация постепенно меняется. Как рассказала Майя Ломидзе, сегодня наиболее перспективными направлениями, которые туроператоры готовы совместно развивать, являются Тюмень, Архангельская область и Мордовия. Один из ярких примеров - Томск, куда уже с этого года федеральные компании начали активно продавать туры.

Кстати

Иностранцы, приезжающие в Россию, чаще всего стремятся попасть в Москву и Санкт-Петербург. Согласно опросу АТОР, в топ-20 самых популярных регионов среди иностранных туристов с большим отрывом от российских столиц вошли Нижегородская, Ленинградская, Свердловская, Самарская области, Крым, а также Краснодарский край и Татарстан.