"Удача Логана": Стивен Содерберг снова грабит на большом экране

Стивен Содерберг, несколько лет окучивавший огороды малых экранов с переменным успехом (критики от его "Больницы Никербокер" повально бились в экстазе, тогда как зрители сериал игнорировали), возвращается в большое кино. Воспользовавшись формулой Джей Джей Абрамса "лучшее новое - слегка переодетое старое", Содерберг достал из погреба одно из самых своих успешных творений (которое, если кто не в курсе, изначально - ремейк) и снял "Друзей Оушена" по-деревенски.

То, что "Удача Логана" - это "Друзья Оушена" по-деревенски, не то что не скрывается, а практически прямым текстом постулируется в фильме. Но, как говорится, можно вывезти "Друзей Оушена" в деревню, но самого Оушена туда вывезти - несколько проблематично. Даже для Содерберга. Потому что, ну, вы знаете Дэнни. То есть не знаете, но предполагаете, что у него за бэкграунд. Он матер, опытен, привычен к большим деньгам и знает, как и где их достать.

Тогда как эманация его, Джимми Логан (Ченнинг Тейтум) - обычный труженик из Западной Виргинии. Когда-то слыл подающим надежды футболистом, но надежды те рухнули с треском его колена. С тех пор он изрядно хромает, водит древний драндулет, перебивается кратковременными заработками то там, то сям. Последнее место работы - шахта под стадионом NASCAR, где надо было что-то укрепить, чтобы стадион не развалился. Именно место проведения популярнейших в США гонок Джимми и будет грабить. Причем по-робингудски, потому что Джимми - парень хороший.

Он не пользуется почти мобильным телефоном, зато у него есть любимая дочурка, бывшая жена и брат Клайд (Адам Драйвер). А у брата нет кисти руки - в Ираке потерял, зато есть теория, давшая название фильму. Состоит теория в том, что над родом Логанов висит проклятие. Крупно не везет Логанам, хоть ты тресни. Всем поголовно, кроме сестры Джимми и Клайда Мэлли (Райли Кио) - с ней пока все в порядке, хотя еще не вечер.

К нефартовым родственникам примыкает еще одна троица, тоже родственников, и тоже не под счастливой звездой родившихся: Джо Бэнг (Дэниел Крэйг), специалист по взрыванию сейфов и не только, сидящий в тюрьме, и два его младших брата-балбеса, Фиш (Джек Куэйд, сын Денниса Куэйда) и Сэм (Брин Глисон, сын Брендана Глисона).

Итак, шестеро перечисленных, сплошь одни неудачники, под руководством главного неудачника, хромого и не блещущего на первый взгляд интеллектом, совершают тщательно спланированное и исполненное ограбление с двойным, как полагается, дном, которое сам Дэнни Оушен бы одобрил, цокнув языком - так легко, без сучка да без задоринки реднеки все провернули. Слишком легко. Из-за этой легкости и бессучковости, во-первых, недостает напряжения, что для данного жанра критично - какое же нормальное воровство без непредвиденных вмешательств случая и вытекающего отсюда адреналина? Непредвиденное, конечно, случается, но какое-то оно совсем уж несерьезное. А во-вторых, возникают вопросы к сценарию.

Довольно трудно поверить, что Джимми Логан, никогда не выделявшийся ничем, кроме физической силы, и никогда, кроме одного мелкого случая в 13 лет, не имевший отношений с криминалом, способен с чистого листа продумать сложнейшую рискованную операцию. Ни одного намека на то, что у него есть соответствующие таланты, не было показано до момента практической реализации этих талантов, ниспосланных как будто в одночасье свыше. Остается предположить, что он на самом деле всегда был очень умным, просто к тому же исключительно скромным, самоотверженным альтруистом, убежденным аскетом, лишенным амбиций и вполне довольным своим положением. Пока обстоятельства - переезд любимой дочери с ее новой семьей - не заставили его, так сказать, слезть с печи и украсть немного денег.

Если данное умозаключение верно, то многое встает на свои места. С другой стороны, главного героя прорисовать можно было и подетальнее, чтобы не заставлять никого мучиться в догадках. Чай, не "Твин Пикс". Да и других героев тоже не мешало бы сделать повыпуклее. Крэйг-то с Драйвером хороши, как же иначе, а вот остальная часть банды, менее звездная, бледна, словно лик луны над виргинскими горами.

Со всех прочих сторон "Удача Логана" - юморное, трогательное кино, близкое по духу прошлогоднему номинанту "Оскара" "Любой ценой". Та же босяцкая атмосфера низших слоев одноэтажной Америки, в которой чувствуется что-то русскому человеку родное, та же щемящая, искренняя сермяжность. Ограбление, опять же, не с целью наживы, а сугубо благородное. В этом смысле оно даже лучше "Оушеновых друзей", где и без того не особо бедствующие пройдохи невозбранно обогащались пуще прежнего. Логану же нашему много не надо, лишь бы родным лучше жилось, а все, что сверх надобности, он отдает на программу бесплатного здравоохранения для малоимущих. Такие персонажи завсегда были в чести и пользовались любовью рядовых граждан, ими восхищались, слагали в честь них песни и прочие нерукотворные памятники воздвигали. И это Стивену Содербергу, безусловно, хорошо известно. На то, вестимо, и расчет: Дэнни Оушен в потертых джинсах ближе к народу, чем Дэнни Оушен в костюме за тысячу долларов.

3.5