Комил Рашидов, чрезвычайный и полномочный посол Республики Узбекистан в КР:
- По итогам заседания межправительственной комиссии по вопросам делимитации и демаркации линии госграницы между Узбекистаном и Киргизией, которое завершило свою работу 16 августа 2017 года, подготовлен промежуточный договор о разграничении 1170 километров спорной территории. По оставшимся участкам переговоры продолжатся.
Сегодня четыре области Узбекистана - Ташкенская, Андижанская, Ферганская, Наманганская - и столько же Киргизии - Таласская, Ошская, Баткенская и Джалал-Абадская - имеют статус приграничных. Между жителями этих регионов существуют крепкие родственные связи, которые вносят весомый вклад в развитие двустороннего сотрудничества на местном уровне.
Не далее как в прошлом году Узбекистан посетили представители администрации города Оша с большой группой предпринимателей, у которых была возможность ознакомиться с экономическим потенциалом Андижанской области. Был составлен план по дальнейшему развитию торговых, культурных и образовательных связей в приграничных территориях. Надеюсь, что в скором времени официальные делегации Киргизии и Узбекистана проведут консультации по совершенствованию пунктов пропуска через государственную границу обеих стран.
Токон Мамытов, экс-глава пограничной службы КР:
- Сложность при демаркации и делимитации заключается в том, что линия границы порой проходит прямо по населенным пунк-там, улицам или садовым участкам. В отдельных случаях бывает, что она пересекает жилой дом, где часть комнат относится к Узбекистану, а часть - к Киргизии. На таких территориях живут граждане как одной, так и другой страны.
В качестве примера типичный случай - расположенное на границе Джалал-Абадской области КР и Андижанской области РУз село Чек. Оно разделено на две части Пахтаабадским каналом. Из 182 семей, проживающих там, двадцать четыре после распада СССР оказались на территории РУз, а остальные - Киргизии. Причем проживающие в Чеке граждане КР в большинстве своем являются этническими узбеками.
Компромисс в решении приграничных проблем возможен. Еще не все ресурсы переговорного процесса исчерпаны, существуют определенные тактика, методика и стратегия ведения диалога. И киргизская, и узбекская стороны заинтересованы отстаивать свои национальные интересы, но проблемы все же надо решать, опираясь на принципы открытости, взаимного согласия и консенсуса. Я сам лично принимал участие в некоторых встречах и думаю, что компромисс всегда можно найти, если привести веские аргументы, а также оценивать ситуацию без лишних амбиций. Тем не менее, на мой взгляд, принятие решений по наиболее спорным участкам надо отложить. Активизировать работу, полагаю, нужно на направлениях, которые не вызывают особых вопросов.
Юрий Погиба, президент международной ассоциации ветеранов спецподразделений "Альфа":
- Обеим странам необходимы решение пограничных вопросов и выработка единых мер по борьбе с терроризмом, который является главным врагом в равной мере как Узбекистана и Киргизии, так и других стран. Работа спецслужб имеет такую особенность, как конспирация, но, должен признаться, наше сотрудничество с узбекскими коллегами никогда не прекращалось. И в постсоветской истории у нас было много совместных спец-операций - в 1993, 1997, 1999-2000 годах.
Мы прекрасно понимаем, что безопасность - основа экономики, политики и всех остальных сфер деятельности. У нас с Узбекистаном общий враг и общая победа, потому что справиться с такими угрозами, как терроризм и религиозный экстремизм, можно только совместными усилиями. А учитывая нынешнюю ситуацию, когда бандформирования террористов подходят к нашим рубежам, эффективно противостоять современным вызовам мы сможем, лишь сплотившись, объединив усилия с соседями и Россией.
Олег Панкратов, экс-вице-премьер-министр КР:
- Неопределенность границ, безусловно, сказывается на обеспечении безопасности как Киргизии, так и Узбекистана. Ведь ясно, что сегодня целью ряда международных радикальных религиозных группировок, которые обосновались на границах стран СНГ, является вовсе не Афганистан. Там они уже давно нашли общий язык с талибами по многим вопросам.
Но я бы хотел отметить экономические аспекты приграничных проблем наших стран. Без сомнения, участие Узбекистана в договоре о зоне свободной торговли в СНГ обеспечивает правовые условия для развития торговли между странами. Однако в перспективе регламенты ЕАЭС, которые начали действовать с августа 2017 года, все же создадут барьеры для торговых отношений участников союза с третьими странами, в том числе Узбекистаном.
Проблему можно было бы решить, если бы Узбекистан получил статус наблюдателя в ЕАЭС. Это позволит ему укрепить торгово-экономическое сотрудничество со странами-участницами интеграционного пространства, в том числе с Киргизией. Ведь миссия страны-наблюдателя не требует от нее принятия на себя каких-либо обязательств, но при этом государство, которое такой статус получает, имеет возможность участвовать во всех структурах управлениях союза и своими глазами отслеживать процессы в ЕАЭС. Я думаю, это было бы выгодно Узбекистану, ведь тогда у нас стало бы больше точек соприкосновения как в двустороннем формате, так и в формате многосторонних объединений.
Кубат Рахимов, председатель комитета содействия экспорту и логистике Торгово-промышленной палаты Киргизии:
- Я бы предложил вице-премьер-министру, отвечающему за силовой блок, более пристально отслеживать ситуацию на границе. И было бы неплохо, если бы подобное делал и официальный Ташкент. Тогда чиновники могли бы встречаться еженедельно, чтобы более детально и оперативно решать возникающие проблемы. Кроме того, необходимо возродить движение по железной дороге. Объем грузоперевозок увеличится, а транспортировка товаров станет дешевле.
Также, на мой взгляд, необходимо создать постоянно действующую экспертную площадку по обсуждению и выработке путей решения актуальных вопросов экономики, политики и культурного сотрудничества обеих стран. Для начала нужно провести международную конференцию, посвященную обсуждению широкого спектра вопросов - региональной безопасности, дорог, визового режима, экономического взаимодействия и реализации совместных бизнес-проектов.
Справка "РГ"
Протяженность государственной границы между Узбекистаном и Киргизией составляет 1378 километров.