Пушкинским учителям рассказали о ловле жемчуга

"Посмотрите на фасад: там каллиграфическим почерком выведено название нашего института. Но скоро умение писать красиво, как и говорить красиво, станет привилегией элиты", - ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая, читая лекцию пушкинским учителям, постоянно держала слушателей в тонусе необычными и даже пугающими прогнозами. Впрочем, испугать опытных русистов, лауреатов XVII Международный конкурса "Учить русский. Можно? Модно? Выгодно?", который проводит "Российская газета" совместно с правительством Москвы при поддержке Россотрудничества, трудно.

Они легко воспринимают новое в своей профессии, не отказываясь при этом и от незыблемых ценностей. Со стажировки в Институте Пушкина, профильного для пушкинских учителей зарубежья, началась заключительная и самая приятная часть нашего конкурса. Учителя расположились в уютных креслах институтского конференц-зала. На стенах - огромные мониторы с названием лекции ректора - "Современные тенденции в образовании".

Маргарита Русецкая говорит о новой концепции российских ученых-русистов, которую недавно с интересом и пониманием приняли на международном конгрессе по семиотике. Ее суть в том, что дисплейная коммуникация, которую осваивают современные дети уже в восьмимесячном возрасте, - это новая знаковая система. Новое явление, и его нужно принять и постараться изучить. "Ребенок уже в таком раннем возрасте технически готов к чтению и письму! Но у него нет речевого опыта. Если предыдущие поколения шли от письменного восприятия к дисплейному, сейчас все наоборот. И перед учеными стоит срочная задача описать способности современных детей, ведь за последние два десятка лет вокруг нас столько изменений, что это не могло не повлиять на умственные, психические и другие способности наших детей", - сказала Русецкая.

На этом месте лекции кто-то сзади грустно вздыхает. Ректор это слышит и реагирует: "Да. У них клиповое мышление. Да, не могут по долгу сосредоточиться на чем-то. Вот поэтому я и говорю, что нельзя этих детей мерить теми же линейками, что и 50 лет назад. Так и получается, что у нас каждый второй или с изъянами развития, или с одаренностью!"

Пушкинские учителя еще больше оживились, когда речь пошла о чтении. Маргарита Русецкая сообщила об исследованиях института на тему, как современный школьник воспринимает классические учебники. Оказывается, большая часть пособий "не отвечает особенностям современных ребят", для них текст - слишком сжат, шрифт неприятен. Не устраивают "новых" школьников и картинки в реалистическом стиле, где лисы похожи на лис, а коты на котов. Лучше, по мнению исследователей, ученик 21 века воспринимает пиктограммы, стилизованные яркие картинки на белом фоне, без пейзажных излишеств.

Современные дети - читают много, с этим никто из присутствующих спорить не стал. Но, как считает Русецкая, не всегда в основе этого чтения лежит "пристрастие получить удовольствие от интеллектуальной деятельности". Такому чтению практически не учат в школе, ограничиваясь чтением на скорость в начальных классах.

Чтение в интернете, ректор сослалась на образ, - это занятие серфингом, удовольствие получаешь от скорости, от морских брызг в лицо. Чтение книги - это ныряние в глубину в поисках жемчужин. И то, и другое имеет право на существование, резюмировала Маргарита Русецкая и отправила любителей жемчуга в Литературную гостиную "Пушкин и серебряный век". Это один из подарков Института русского языка пушкинским лауреатам. Мастер-класс профессора Татьяны Савченко, лауреата Международной литературной премии имени Сергея Есенина "О Русь, взмахни крылами…", на котором в манере Лотмана с комментариями и историческими экскурсами говорили о великой русской литературе. Туда пошли школьные литераторы. А вот Елена Аброськина из Киргизии выбрала секцию Светланы Ельниковой, где обучали приемам РКИ ("русского как иностранного")

- Я работаю в русскоязычной школе, но в последнее время к нам в восьмой класс переводятся киргизские ребята, которые почти не говорят по-русски. Очень трудно к ним подступиться, хочется узнать методики работы с начинающими, - объяснила педагог свой выбор.

- Здесь говорят о том, что скоро хорошая русская речь и красивый почерк станет привилегией элиты, как когда-то сузился круг владеющих древними языками. Вас не пугает, что востребованность в классических русистах скоро отпадет?

- Нет, не пугает. Не верю, что так будет. Есть вечные ценности, умение писать и говорить хорошо к ним относится.