07.09.2017 14:33
    Поделиться

    Велопутешественник с женой открыли в Воронеже выставку "Тепло земли"

    Палатки на льду, белые медведи и верблюды в брызгах солнца - по одну сторону зала. Нежные цветы, багульник над озером, уютные домишки под "шапками" снега - по другую. Супруги Конюховы, живущие под Воронежем, устроили двойную выставку своих полотен. Он ставил рекорды, покоряя на велосипеде то полюса холода, то жаркие пустыни. Она преподавала рисование в школе, расписывала шелк и ждала мужа.

    В 2017 году исполнилось 30 лет первому арктическому велопробегу Павла Конюхова. И тогда, и позже ему не раз приходилось ночевать в снежных "норах" в жестокий мороз. Жена, напротив, - домосед, воплощение уюта. Совместный проект они назвали "Тепло Земли", собрав 65 сюжетов из жизни планеты. Взгляд Веры Ивановны реалистичен, она подмечает поэзию в природе средней полосы, не навязывая ей свой сюжет. Павел Филиппович строит диковинные пейзажи по воспоминаниям, смешивая явь с грезами, соединяя на одном холсте разные этапы одной истории.

    Конюховы переехали из Приморья в воронежское село Девица в 2009 году. Живут скромно, в город выбираются редко. У каждого своя мастерская в доме. Картины Павла продаются через интернет, Веры - в основном на месте, их часто дарят гостям села.

    Она профессионал, выпускница хабаровского худграфа. Проработала в художественной школе 29 лет. Он - самоучка.

    - В школе четверка была по рисованию. А живопись я стал осваивать после Австралии - целый год по ней путешествовал, фотографировал - такая красивая страна! По приезде пожаловался жене, что не могу через пленку передать то, что видел. Живопись позволяет изобразить больше, чем есть в реальности. С фотографией это только в виде коллажа получится… Попросил Веру показать, как рисуют. Жена объяснила: "Профессионалом тут ты никогда уже не станешь, если я начну тебя учить - получится ни то ни се. Как тебе нравится, так и пиши". Я и писал для себя, - рассказал Павел Конюхов. - Один человек спросил, почему я эти работы не показываю на публике. Да стыдно, говорю, я же не художник. А он пошутил: "Я не думал, что ты такой стеснительный!" Когда у меня картин 20 накопилось, я их выставил - это еще в Приморье было. Смотрю - людям нравится, даже покупают. Так и пошло…

    Старший брат Федор, обладатель золотой медали Академии живописи, поддержал Павла: мол, если будут подгонять под стандарты и каноны - делай наоборот, и ни в коем случае не старайся, чтобы работы купили. Он и в Союз художников вступать не стал, хотя в Приморье предлагали. "А вдруг мне бы стали говорить, что я неправильно рисую?" - смеется Павел Филиппович.

    - Когда он взялся за кисти, у меня уже был большой опыт преподавания. И я сразу поняла, что Паша необучаемый, то есть я изменить ничего не смогу. Мы картины друг друга не критикуем, реагируем на уровне "нравится - не нравится". Он может заметить: "Что-то у тебя тут дышать нечем" - вот такие у него термины, - улыбнулась Вера Ивановна.

    Сначала он старался класть краску, как Ван Гог. Потом увлекся пуантилизмом. Сейчас работает в технике дриппинга (на холсте появляются не мазки, а брызги. - "РГ"). Она успокаивает нервы, но требует много времени - на картину уходит два-три месяца. А Конюхов пока одну работу не окончит, другую не начинает.

    Вера Ивановна, наоборот, творит быстро:

    - Я вообще такая суетливая в работе - ничего не могу поделать. Вроде по характеру тихая и спокойная, не то что Паша - тот вспыльчивый, горячий. До переезда в Воронежскую область я работала в технике батика. А тут увидела совсем иную природу, чем в Забайкалье, Хабаровском крае и Приморье. Зима такая сияющая, поля с подсолнухами и пшеницей, подснежники… Я потянулась к маслу. Из каждого окна вид старалась написать, как графоманка!

    Выставка "Тепло Земли" продлится до 24 сентября в зале воронежского Союза художников на ул. Пушкинской, 7.

    Кстати

    Услышав о путешествиях Павла Конюхова, многие интересуются - как же все это выдержала его жена? "РГ" задала вопрос самой Вере Ивановне, и вот что та ответила:

    - Мы встретились в Приморском крае, когда Павел еще не увлекался таким экстремальным туризмом. Оба приехали туда работать учителями по распределению. Когда собрались пожениться, он спросил: "А ты меня в походы отпускать будешь?" Я не знала, как далеко и надолго Паша захочет путешествовать. Но удивилась, что он вообще так ставит вопрос. У меня как у художника все время было желание заниматься своей работой, творчеством. И я уважаю свободу другого человека. Если его к чему-то тянет, это его право!

    Напомним, Павел Филиппович "заразился" охотой к странствиям от старшего брата Федора, который и под парусом ходил, и на собачьей упряжке ездил, и на воздушном шаре летал - всего не перечесть. А младший Конюхов всюду брал любимый велосипед - обычный советский, у которого за годы переделок одна рама "своя" осталась. Он проехал почти 200 тысяч километров по 53 странам, Россию пересек семь раз.

    - Вместе мы не путешествовали - я очень домашний человек. Конечно, переживала и беспокоилась. Но Паша всегда и все очень четко просчитывает. Мы назначали города, куда я отправляла письма до востребования, а он исправно присылал свои новости на почтовых карточках, - добавила Вера Конюхова. - Почтальон однажды пошутила, что работает на нас. Паша очень хороший семьянин - редко кто скажет об этом после 35 лет совместной жизни, но это так. Он может освободить меня от всяких домашних дел, дать поработать над картиной. А бывает - оба разойдемся по мастерским…

    Поделиться