В Самарской области с размахом отметят 100-летие комсомола

Реально ли реанимировать коммунистический союз без всяких "измов"? Зачем в молодежный строй призывают старую гвардию? Как "вызволить" из частных рук историческое здание под музей комсомола? Об этом и многом другом за чашкой чая в "РГ" рассказал руководитель реготделения Всероссийского движения "Воспитанники комсомола - мое Отечество" Борис Ардалин.

- Борис Васильевич, работе на выборных комсомольских должностях, в Тольяттинском горкоме, Куйбышевском обкоме, ЦК комсомола вы отдали более 15 лет жизни. Потом было - руководство торгово-промышленной палатой, кресло министра, бизнес... И после всего этого вы вновь решили не расставаться с комсомолом и возглавили самарское отделение общероссийской организации "Воспитанники комсомола - мое Отечество". Уже и страна другая, и молодежь другая. Вам не кажется, что это похоже на реанимацию призраков?

Борис Ардалин: Если бы я не верил в полезность работы с молодежью, я бы никогда за это не взялся, да еще и на общественных началах. Комсомол накопил богатейший опыт работы с молодежью во всех сферах жизни и, к счастью, еще здравствуют его носители. Кто в стройотрядах трудился, кто на всемирных фестивалях молодежи и студентов был или на комсомольских стройках пахал. Посмотрите, сколько их только у нас в Самарской области - ВАЗ, вся тольяттинская и новокуйбышевская нефтехимия. А сколько добрых дел было в плане спортивного и патриотического воспитания...

Сейчас в Самарской области строят много современных спортсооружений, но зачастую эти объекты стоят полупустые, так как доступны только богатой элите или профессионалам. А надо, чтобы там с утра до вечера занимались дети, молодежь. Все стоит денег? Соглашусь, но наша задача подталкивать власть и спонсоров, чтобы это были не заоблачные, а приемлемые для большинства семей деньги, а кто-то из ребят и вовсе занимался бесплатно.

"Сбережение народа", по образному выражению Александра Солженицына, - это политика нашего государства. А те, кто работал в комсомоле, профессионально вовлекал в спорт огромное количество ребят, которые участвовали в "Золотой шайбе", "Кожаном мяче", "Белой ладье", "Чудо-шашках", "Зарнице", "Орленке", готовы ускорить этот процесс сегодня. Ведь многие ветераны комсомола до сих пор могут по всей строгости спросить с чиновников. Если хотите, надавить на них, но уже не административным ресурсом или постановлением партии, а авторитетом.

- Зачем вообще сегодня нужно широко праздновать рождение канувшей в Лету организации?

Борис Ардалин: Я думаю, это восходит к общечеловеческим ценностям: нельзя быть Иваном, не помнящим родства. Другое дело, что сегодня у молодежи гораздо больше выбор увлечений, возможностей образования и профессионального роста, чем был у их сверстников в прошлом веке. А значит, нужны новые формы работы, но не совершенно новые (я противник радикальных мер), а улучшение старых традиций. И в этой селекции ветераны комсомола могут оказать сегодняшним педагогам неоценимую помощь. Не случайно кроме общественного совета у нас создан и оргкомитет, в который вошли профильные министры - культуры, образования, спорта. У нас есть идеи, у них - ресурсы.

- В вашу бытность первым секретарем обкома комсомола был административный ресурс, членские взносы, а многие вопросы вы решали звонком в обком партии или директору завода. Сегодня ничего этого нет, как же работать?

Борис Ардалин: Деловые контакты и личная убежденность и сегодня многое решают. Нужно просто предлагать вещи, которые востребованы. Мы ездим по районам и объясняем, что пора заниматься молодежью. Никто с этим не спорит, но не знают, как активизировать работу. А ведь Президент еще 25 октября 2015 года подписал Указ о создания Российского движения школьников (РДШ), да только из 1200 школ области такие организации появились лишь в 15. Мы вместе с минобром стали искать причины такой пассивности, дело-то хорошее. И оказалось, что школы "за", но в некоторых районах им в администрации советуют повременить.

- Может быть, все и упирается в деньги: раньше были пионервожатые, педагоги, отвечающие за идеологию, а сегодня им нечем платить?

Борис Ардалин: В школе по-прежнему есть завуч по внеклассной работе, есть спортивные и актовые залы, столовые и классы, которые вечерами пустуют. Так что нет никакой необходимости раздувать бюджет. Плюс наши ветераны, многие из которых в свое время работали директорами школ, готовы бесплатно помогать.

Конечно, сегодня в молодежное движение никого загонять не будут (раньше тоже не загоняли, но не состоять в его рядах было плохим штрихом биографии). Не будет членских билетов, взносов и секретарей. Но чтобы активизировать в регионе РДШ, наша организация разработала "дорожную карту". В частности, работу с молодежью предлагается наладить через спортивные секции, кружки по интересам, научно-техническое творчество. Я недавно был в Красноярском районе и видел, какие хорошие мероприятия для молодых людей от 14 до 35 лет там организуют на базе Союза молодежи: говорят о политике, нравственности, перспективах развития страны и самоопределении конкретных молодых людей. Никаких денег не собирают: кто-то чай приносит, кто-то сладости, а за аренду школе не платят.

Конечно, совсем без денег работу не построишь. Мы уже подали заявки на гранты, инициируем целевые программы на уровне от районов до области.

Надеемся, что и на федеральном уровне она скоро появится. Рассчитываем, конечно, и на помощь спонсоров: тот, кто развивает бизнес, в первую очередь заинтересован в привлечении на свое предприятие образованных, здоровых и нравственных молодых людей. Да и стабильность в обществе бизнесу нужна.

- В программе, которую вы положили на стол губернатору, значатся 100 важных дел к 100-летию комсомола. Что это за дела?

Борис Ардалин: Это будут не только различные конкурсы сочинений, чтецов, песен о комсомоле, но и трудовые акции. Уже прошло несколько субботников по благоустройству парков и улиц, названия которых связаны с историей этого молодежного движения. Проводим конкурсы профмастерства среди рабочей молодежи, огромное количество спортивных мероприятий. Я сказал про комсомольскую песню, так вот мы рассматриваем ее гораздо шире, чем просто патриотический марш. Грушинский фестиваль, если помните, - это тоже детище комсомола. Я лично много лет ему посвятил, тогда на песенной поляне собирались до ста тысяч человек.

Уже согласовали с руководством области проведение юбилейных торжеств на новом стадионе "Самара Арена", который вмещает 45 тысяч зрителей. Но пройдет мероприятие не 29 октября, когда холод и дожди, а в середине сентября, чтобы праздник был по-настоящему солнечным. Кроме лауреатов Груши, пригласим туда победителей конкурсов "Лучший по профессии", стройотрядовцев, активных молодых людей. А уже в этом году, с 29 октября по 8 декабря, стартуют зональные форумы "Ветераны комсомола - мое Отечество". Первый состоится в Тольятти.

- Народ будете по разнарядке собирать, за отгулы?

Борис Ардалин: Никакого принуждения. Что касается ветеранов комсомола, то их первичные организации уже созданы во всех муниципалитетах области. Это очень активные люди, и у меня почти ежедневно раздаются телефонные звонки с "обидами", что кого-то забыли пригласить в организацию. Людям есть чем делиться с молодежью не только на уровне идей, есть предложения по организации бесплатных секций. Наша задача в рамках подготовки к юбилею комсомола - дать толчок движению силами ветеранов и помочь молодежи, основываясь на опыте прошлых лет, найти себя в современном мире. Надеемся, что уже через год 50 процентов в этом движении будут именно молодые.

О студенческих стройотрядах

- Уже в прошлом году мы провели первый мини-слет стройотрядов на площади Славы и в губернской думе, после которого полсотни бойцов отправились на космодром Восточный. О качестве их работы говорит хотя бы тот факт, что нынешним летом уже сводный отряд со вcей страны возглавил студент Самарского госуниверситета путей сообщения Алексей Новосёлов.

Вообще стройотряды мы считаем одним из главных направлений, поэтому подключили к работе вице-губернатора, который курирует строительство стадиона к ЧМ-2018 по футболу, представителей минобра, крупных предприятий региона. Основная проблема состоит в том, чтобы заинтересовать работодателей брать к себе студентов. Раньше было обязующее постановление, а сегодня их нужно убеждать. Убеждаем, что если они возьмут человека, который еще на студенческой скамье видел реальное предприятие, получил несколько рабочих профессий, то после вуза к ним придет специалист более высокого уровня. И уже есть подвижки, первой откликнулась железная дорога, а у ребят появилась возможность нормально зарабатывать и получать востребованные рабочие специальности, которые никакому диплому не помешают.

Ключевой вопрос

- А мемориальная доска (неизвестно куда исчезнувшая в пору массовой приватизации с кинотеатра имени Ленинского комсомола ) к юбилею вернется на свое место?

- Скажу больше. Не только вернется, но сейчас по нашей инициативе областное минимущество рассматривает вопрос о выкупе этого исторического здания у частного владельца, чтобы открыть там музей комсомола. Уникального материала накоплено много. А мемориальные доски мы планируем установить и на других зданиях, в частности, на предприятиях региона, которые возводились методом комсомольской стройки.