О перспективах одного из самых значимых регионов страны "РГ" рассказал губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
Российская газета: Вениамин Иванович, в каком самочувствии и настроении край встречает юбилей?
Вениамин Кондратьев: В прекрасном самочувствии и настроении, имея солидный багаж достижений и еще более весомый, даже амбициозный, план развития. Без преувеличения могу сказать, что край сегодня - один из самых известных и успешных регионов страны. Из года в год аграрии собирают рекордные урожаи, люди со всей страны едут отдыхать на курорты Черноморского побережья. У нас прошла зимняя Олимпиада, дав старт развитию массового спорта - по этому показателю Кубань три года подряд занимает первое место среди других регионов. Но, уверен, что вскоре к драйверам экономического развития региона мы сможем отнести промышленность и сельхозпереработку - эти направления у нас в приоритете.
За шесть месяцев 2017 года в бюджет Кубани поступило 118 миллиардов рублей доходов. По итогам года ожидается, что регион выйдет на 240 миллиардов. Вы довольны темпами роста казны, и какие тут еще имеются скрытые резервы?
ВК: Цифры говорят о том, что наша экономика поступательно развивается и на фоне других регионов край выглядит вполне уверенно. Только за полгода доходы выросли на 16 процентов. Я часто говорю, что лучшая политика - это сильная, работающая, социально ориентированная экономика. Формируя бюджет, мы старались максимально адаптировать его к социальным нуждам, пересмотреть приоритеты, поставив во главу угла потребности людей. Это как в большой семье - основная часть денег идет на то, что необходимо.
Доходы краевого бюджета в 2017 году увеличились на 5,285 миллиарда рублей и превысили 221,3 миллиарда: 70 процентов этих средств уходит на соцсферу. В результате удалось повысить зарплату бюджетникам, проиндексировать социальные выплаты. В этом году вводим восемь детских садов и восемь новых школ, в следующем - еще 14 школ и семь детсадов. Кроме того, беспрецедентные суммы направлены на ремонт дорог, особенно в Краснодаре, - более 3,5 миллиарда рублей.
В этом году край участвует в федеральном проекте "Формирование комфортной городской среды". Планируется благоустроить 175 дворовых территорий и 43 общественных места в 22 муниципалитетах. В городах и станицах полным ходом идет реконструкция парков, скверов, обустройство зеленых зон, бульваров, детских и спортивных площадок. На эти цели направлено около 1,8 миллиарда рублей. Думаю, люди видят и чувствуют, что жизнь в крае меняется к лучшему.
Каковы главные экономические преимущества региона?
ВК: Сильная сторона - диверсифицированная экономика. Да, Кубань традиционно считается житницей. Но не менее развиты и такие отрасли, как туризм, строительство и торговля. Определенный застой был в промышленности, но сейчас мы активно работаем над тем, чтобы ликвидировать отставание и в этой сфере.
В крае уже успешно реализованы проекты, которые дали импульс развитию производства. Это, конечно, строительство олимпийских объектов, трассы "Формулы-1" в Сочи, моста через Керченский пролив.
Западные санкции тоже сыграли свою роль - определенные материалы мы не смогли закупать за границей и стали производить сами. Были открыты очереди Абинского электрометаллургического завода и два цементных завода в Новороссийске, началось производство газоблоков в Усть-Лабинском районе. Сегодня край производит около 30 процентов газовых бытовых плит и газовых водонагревателей в России, 10,5 процента цемента, 8,5 процента керамического кирпича. Армавирский машиностроительный завод наладил серийное производство грузовых крытых вагонов, а совсем недавно началось производство автономных рефрижераторных вагонов. Выйти на серийное производство завод планирует уже в следующем году.
Какие сферы кубанской экономики особо нуждаются в господдержке?
ВК: В аграрном регионе, естественно, весомую поддержку получают сельхозпроизводители. Начинающим фермерам в рамках краевых госпрограмм предоставляют гранты и единовременную помощь. В нынешнем году более 1,1 миллиарда рублей выделено животноводам. А сумма грантовой поддержки на развитие семейных животноводческих ферм возросла до 155,5 миллиона.
В то же время Кубань становится уверенным промышленным игроком. В прошлом году промпроизводство выросло на четыре процента, при том что в среднем по стране - чуть больше чем на один. В промышленном секторе началась реализация 11 инвестпроектов на сумму более 24 миллиардов рублей. Заработала госпрограмма "Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности". Промпредприятиям Кубани до 2021 года предусмотрено ежегодно выделять 100 миллионов рублей. Хотя, конечно, и этого недостаточно. На реконструкцию заводов и закупку нового оборудования нужно гораздо больше. Поэтому мы приняли решение создать собственный региональный Фонд поддержки промышленности с объемом финансирования до одного миллиарда, который поможет участвовать в федеральных программах на условиях софинансирования.
В 2016 году край подписал соглашение о сотрудничестве с федеральным Фондом развития промышленности. Благодаря этому первыми в России заключили специальный инвестиционный контракт с компанией "КЛААС". По нему государство гарантирует инвестору федеральные и региональные льготы и преференции, а предприятие обязуется увеличить уровень локализации и мощность краснодарского завода по производству зерноуборочных комбайнов. Только в этом году в планах - выпуск более 500 зерноуборочных комбайнов и 200 тракторов. Также посредством федерального фонда предприятие в Новороссийске на производство обуви получило в виде займа 300 миллионов рублей на пять лет под пять процентов годовых. Промышленность постепенно выходит на новый уровень развития и при такой поддержке, думаю, довольно быстро окрепнет.
А как обстоят дела с инвестициями в экономику региона? Можно ли назвать главные инвестпроекты будущего?
ВК: Наша важнейшая задача - создать благоприятный бизнес-климат в регионе - как для местных, так и для иностранных инвесторов. Краснодарский край готов вести с ними активный диалог, и мы видим, что интерес зарубежного бизнеса действительно высокий. Только в 2016 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику региона превысил 1,3 миллиарда долларов. По этому показателю Кубань лидирует в ЮФО и входит в топ-15 регионов России.
На территории края уже работает 300 совместных предприятий, многие - уже более 20 лет. Мы считаем их стратегическими партнерами и в то же время готовы укреплять сотрудничество с другими крупными иностранными компаниями. Для этого у нас есть все условия: льготы и преференции, буквально ручное сопровождение проектов - от подачи документов до пуска производства.
Хочу отметить еще одну отрасль - туризм. Ежегодно увеличивается количество гостиниц и отелей на Черноморском побережье, при этом номерной фонд заполняется на 100 процентов. А вот в межсезонье турпоток заметно ослабевает. Ниша, которую могут занять инвесторы, - бальнеология. Термальные источники, минеральные воды и лечебные грязи уже вызывают у них интерес. Так, новая бальнеолечебница открылась в Славянске. В Белореченском районе современный бальнеокомплекс появился в профилактории "Солнечный". В Геленджике возводится вторая очередь санатория "Приморье", где также планируется бальнеолечение.
В крае делается ставка на создание высокотехнологичных производств и промпарков. Когда ожидать их появления?
ВК: Рассчитываем, что к 2020 году появится 11 промзон - это будут государственные и частные проекты. Одним из первых должен стать индустриальный парк в Восточной промзоне Краснодара. Инвестор уже представил концепцию первой очереди. Здесь будут размещены предприятия обрабатывающей, легкой и медицинской промышленности, деревообработки, сельскохозяйственного машиностроения, а также логистические терминалы.
В краевой столице появится еще одна промзона, где разместятся 14 производств пищевого, промышленного и сельхознаправлений. Кроме того, промплощадки будут созданы в Усть-Лабинском, Абинском, Апшеронском, Гулькевичском, Тимашевском и Павловском районах и Армавире.
В этом году Кубань ожидает рекордный хлебный "каравай". Расскажите о проектах глубокой переработки зерна.
ВК: Переработка - направление, имеющее большие перспективы, и конкретные результаты уже есть. Так, "Крахмальный завод "Гулькевичский" планирует построить биотехнологическое предприятие глубокой переработки кукурузы с возможностью перерабатывать 350, а в дальнейшем и 600 тонн зерна в сутки.
Тимашевский зерноперерабатывающий комбинат "Хлеб Кубани" запланировал реконструкцию комбикормового производства с увеличением объемов и линейки выпускаемой продукции, а также проектирование цеха по переработке сои для получения масла и жмыха.
В 2019 году комбинат хлебопродуктов "Тихорецкий" намерен открыть цех по выпуску натуральных ингредиентов и смесей для пищевых производств. "Славянский комбинат хлебопродуктов" планирует построить завод по переработке 100 тысяч тонн сои.
На Кубани сельчане говорят: "Урожай не в поле, а в закромах". То есть когда мы собрали и сохранили зерно, вот тогда и можно говорить о рекордном урожае. Поэтому сейчас так активно идут реконструкция и строительство элеваторов. К примеру, в Армавире возводится элеватор мощностью 50 тысяч тонн зерна. Открытие намечено в 2018 году. Завершено основное строительство зернового терминального комплекса на 4,5 миллиона тонн зерна в год в Тамани, прокладываются железнодорожные подъездные пути. В Новороссийске реконструируется комплекс хранения и перевалки зерна. В результате его технические возможности увеличатся с 4 до 6,1 миллиарда тонн в год.
Опасения экспертов о том, что открывшаяся Турция существенно снизит турпоток на курорты Краснодарского края, явно не оправдываются. Как удалось выдержать конкуренцию?
ВК: Спрос на отдых у нас растет быстрее, чем появляется новая инфраструктура и обновляются коммунальные сети. Ликвидировав эту диспропорцию, мы снимем многие вопросы относительно сервиса и услуг. Ведь именно в этом мы пока еще уступаем зарубежным отелям. Однако эти задачи настолько глобальные, а их решение дорогостоящее, что в одиночку регион с ними не справится. К примеру, на реконструкцию водопроводных сетей в курортной зоне требуется минимум 14,8 миллиарда рублей. Это не значит, что мы отложили решение этих проблем - мы ищем способы их решения как с помощью федерального центра, так и своими силами. Например, принято решение каждый год менять в муниципалитетах пять процентов сетей водоотведения и водоснабжения.
Еще один важный показатель - транспортная доступность курортов. Мы прилагаем немалые усилия для повышения пропускной способности трасс, ведущих к морю, строим развязки и мосты, но бесконечно дороги расширять невозможно. Поэтому ищем альтернативные способы, например создание скоростного морского транспорта.
Курортные города располагают портовой инфраструктурой, но необходимо определиться с типом этих судов. Они должны быть максимально безопасными и экономически выгодными. Сейчас этот вопрос обсуждается совместно с федеральными ведомствами. Именно морские сообщения могут быть востребованы через несколько лет - это удобно и интересно. Гости смогут посетить сразу несколько курортных городов Черноморского побережья.
Круизный туризм пока является скорее экзотикой, но судя по тому, что загрузка пассажирского лайнера между курортами края и Крыма только за первый месяц работы составила около 50 процентов, есть основания говорить о больших перспективах данного направления.
В 2018 году регион примет чемпионат мира по футболу. Как будут после использовать подготовленную к мундиалю инфраструктуру?
ВК: На сочинском стадионе "Фишт" уже успешно прошло несколько международных событий: открытие и закрытие Олимпийский игр, матчи Кубка конфедераций. Многочисленные болельщики, приехавшие из разных городов России и мира, остались довольны. Уверен, что и чемпионат мира 2018 года пройдет на высшем уровне.
Помимо этого готовятся к вводу в строй восемь тренировочных площадок в местах размещения команд. Это современные мини-стадионы, рассчитанные на 500 и более зрительских мест. Они оборудованы полноценными подтрибунными помещениями, конференц-залами и раздевалками. После окончания ЧМ они, а также предматчевые площадки в Сочи будут переданы муниципалитетам. После Олимпиады в Сочи это уже стало нашим принципом - вся спортивная инфраструктура используется для развития спорта, и особенно для организаций занятий подрастающего поколения. У детей должна быть возможность заниматься на самых современных площадках, тогда мы можем рассчитывать на олимпийские победы.
Проведение мировых спортивных мероприятий помогло нам выработать алгоритм использования транспорта и порядок размещения гостей. Во время Олимпиады, Кубка конфедераций был заключен договор с РЖД и дополнительно курсировали пригородные поезда и поезда дальнего следования. В дни матчей проезд для болельщиков был бесплатным. Данный опыт рассчитываем использовать и на чемпионате мира.
Вместе с 80-летием образования края будет отмечаться и другая важная дата - 225 лет со времени высадки казаков на Тамань. Какова сегодня роль казачества в жизни Кубани?
ВК: Кубанское казачье войско, как в целом и культура казачества, играет очень важную, даже ключевую роль в обществе. Мы хотим, чтобы параллельно с укреплением войска возрождались традиции и устои кубанской казачьей жизни, в основе которых - любовь к Родине, уважение к труду, почитание старших, чувство долга и ответственности. Конечно, правильнее закладывать все это с раннего возраста. Именно поэтому мы создаем казачьи классы, они востребованы. Историю, культуру, обычаи и традиции казачества изучают 63 тысячи ребят.
Кроме того, в этом году будет сформирован Союз кубанской молодежи. Он объединит активных молодых людей, способных повести за собой остальных.
В то же время мы хотим, чтобы казачество стало экономически сильным и самостоятельным. Для этого развиваем казачью экономику - чтобы у служивых была возможность работать на своей земле, вести собственное хозяйство выделяем им земельные участки от 300 до 500 гектаров. На сегодня в казачьих обществах имеется 452 участка общей площадью 13 тысяч 686 гектаров. Кроме того, приветствуем и приход казаков во власть. Во многих муниципалитетах представители войска становятся заместителями глав.
Если немного заглянуть вперед, какой вы видите Кубань, когда будет отмечаться очередная юбилейная годовщина, лет через 10-20?
ВК: Давайте признаем, многое из того, что мы сегодня имеем, мы берем в долг у будущих поколений, но рано или поздно придется платить по счетам. Что оставим нашим детям? Очень надеюсь, что не бесплодную землю, не застроенные домами-коробками города. Да, я очень хочу, чтобы через 10-20 лет наши дети и внуки жили в динамично развивающемся регионе, но нам не нужна экономика любой ценой. Вот почему так важно в погоне за технологиями не потерять главное - нашу уникальную природу. Если в целом, то Кубань я вижу сильной, благополучной и солнечной.