Распоряжаться зданиями, два из которых являются собственностью правительства РФ, теперь будет служба дипломатической безопасности госдепартамента США. Вашингтон пока не оспаривает право собственности, но лишил объекты дипломатического иммунитета и заблокировал России доступ к ним.
Зато представители властей США начали хозяйничать с первых же минут, устроив досмотр помещений, что беспрецедентно даже по меркам лет "холодной войны". А в генеральном консульстве в Сан-Франциско, где часть здания отведена под жилые помещения, досмотры прошли и в квартирах сотрудников. Американские власти предписали дипломатам и их семьям, включая грудных детей, на 10-12 часов покинуть помещения.
Если американцы ссылаются на размытые формулировки своих внутренних законодательных актов, то точка зрения России однозначно отражена в международных документах и в двусторонних соглашениях. Официальный представитель МИД Мария Захарова указала, что эта "адская клоунада" является "грубейшим нарушением международного права".
Помощник президента РФ Юрий Ушаков назвал блокирование доступа к российским представительствам "рейдерским захватом": в общей сложности американцы забрали уже пять объектов, являющихся собственностью правительства РФ и пользовавшихся дипломатической неприкосновенностью. Ранее администрация Барака Обамы заблокировала доступ к дачным комплексам в штатах Мэриленд и Нью-Йорк, принадлежащим правительству РФ. В Москве дали новой администрации время на решение проблемы. Но, так и не дождавшись встречных шагов, МИД России 28 июля приостановил использование посольством США дачи в Серебряном Бору и ряда складских помещений.
Согласно Венской конвенции о консульских сношениях, "власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения" иначе как с согласия представляемого государства. Об этом же говорится и в действующей Консульской конвенции между правительствами СССР и США: "Здание или часть здания, используемые для целей консульского учреждения, а также земельный участок, обслуживающий данное здание или его часть, и резиденция главы консульского учреждения неприкосновенны".
Наконец, аналогичные положения почти слово в слово прописаны и в Венской конвенции о дипломатических сношениях, которая защищает торговые представительства в Вашингтоне и Нью-Йорке. Механизм лишения иммунитета в этих документах как таковой вообще не предусмотрен. Есть лишь положения о применении такой процедуры к отдельным сотрудникам представительств, да и то по запросу аккредитующего государства, то есть в данном случае России, а не по решению местных властей.