07.09.2017 19:41
    Поделиться

    Выжутович: Граждане скорее дадут милостыню, чем перечислят в фонд

    Благотворительность в России остается одобряемой, но мало развитой практикой. Таков результат исследования, проведенного "Левада-центром". Согласно опросу, 24 процента респондентов подавали милостыню незнакомым людям, 16 процентов отправляли платные sms и делали платные звонки, 13 процентов сдавали деньги на помощь коллегам или соседям, 13 процентов оставляли деньги на кассе или в ящиках для пожертвований, 11 процентов - в церкви, 3 процента участвовали в благотворительных лотереях и распродажах, 2 процента целенаправленно жертвовали деньги через банковскую карту и электронные кошельки, 47 процентов не делали ничего из перечисленного.

    Иначе говоря, граждане скорее дадут милостыню на улице, чем перечислят в специализированный фонд. Тем не менее благотворительность стала в России распространенным занятием. Каждый пятый, когда-либо совершавший добрые дела, уже считает эту деятельность важной частью своей жизни, а половина тех, кто никогда не участвовал в благотворительности, не исключают такой возможности.

    Какие мотивы движут участниками благотворительных проектов? Чем отличаются люди, предпочитающие оказывать финансовую помощь, от помогающих делами? Что мешает российским гражданам заниматься благотворительностью и что могло бы стать стимулом для тех, кто пока остается в стороне? Исследование, проведенное фондом "Общественное мнение" совместно с порталом "Добро.Mail.Ru", позволило составить собирательный портрет российского благотворителя. Это и мужчины, и женщины в равной степени. Если приложить к ним известную концепцию "Пирамида Маслоу" об удовлетворении потребностей человека, то российские благотворители - это люди, у которых первичные потребности удовлетворены. Они помогают не только деньгами, но и делом. Занимаются волонтерством. Проявляют гражданские инициативы. Регулярно или хотя бы время от времени принимают участие в решении социальных проблем. Их гражданская деятельность включает в себя практики взаимопомощи и самопомощи, участие в благотворительности. Кроме того, российские благотворители - это в большинстве своем люди, проживающие в городах-миллионниках, где сильнее развита инфраструктура, выше уровень жизни и поэтому больше возможностей заниматься благотворительностью. Их возраст - от 30 до 50 лет. Примерно 60 процентов благотворителей женаты или замужем, 65 процентов имеют детей. Это люди, которые получили образование, состоялись в карьере, имеют стабильный доход. Совсем молодые и старики-пенсионеры реже занимаются благотворительностью. При этом 66 процентов благотворителей каждый день выходят в Интернет. Это еще одно информационное поле, в которое включены люди, желающие кому-то помогать. Имеет значение и статус занятости. Например, 11 процентов благотворителей занимают руководящие должности.

    Граждане скорее дадут милостыню на улице, чем перечислят в специализированный фонд

    Социологи выясняли, кому помогают чаще и охотней. Оказалось, незнакомым людям помогают 46 процентов опрошенных. Был также вопрос: "Кому вы готовы помочь в первую очередь?" Имелась в виду готовность помогать детям, взрослым или пожилым людям. Половина опрошенных ответили, что возраст не имеет значения. Именно детям готовы помогать 32 процента респондентов, пожилым - 12 процентов. Готовность помогать взрослым выразили только 2 человека из 533 опрошенных (в статистическом выражении это ноль процентов). Что же касается готовности помогать животным, то, как показали некоторые опросы, коты и собаки заслужили здесь второе место после детей, обойдя даже стариков.

    О предпочтительных способах помощи российские граждане высказались тоже вполне ожидаемо. Почти половина опрошенных готовы помогать деньгами, поскольку это не требует трудозатрат или иных усилий. На втором месте (33 процента) помощь вещами. Делом готовы помогать 27 процентов респондентов. Донорством - 6. И 9 процентов ответили, что их помощь выражалась бы в чем-то другом.

    Развитию благотворительности в России, как показывают опросы, более всего мешают недоверие к этому роду деятельности и недостаток информации. Большинство россиян считают, что благотворительные фонды связаны с мошенничеством. "В обществе сложились стереотипы, мешающие развитию благотворительности, - говорит старший специалист фонда "Общественное мнение" Екатерина Богомолова. - Например, люди думают, что помогать можно только большими деньгами, а если перечислить десять рублей, то это роли не сыграет. Человек рассуждает так: чтобы помогать, надо иметь много денег, а у меня их нет, я сам нуждаюсь в помощи. О том, что помощь возможна в пределах ста рублей, если это помощь достаточно массовая, никто не думает. И еще один стереотип: считается, что не нужно рассказывать о своих добрых делах, что это некрасиво - афишировать свою благотворительность".

    В мировом рейтинге благотворительности Россия занимает 126-е место из 140 стран

    По результатам опросов нельзя сделать вывод, что благотворительность в России динамично развивается. Масштабной динамики нет. В 2014 году 76 процентов граждан заявляли, что не имеют опыта благотворительности, и сейчас примерно столько же. Колебания есть, но они незначительны. В мировом рейтинге благотворительности, регулярно составляемом британским фондом CAF, Россия занимает 126-е место из 140 стран. А на первых местах в этом рейтинге часто оказываются страны третьего мира, где благотворительность инициируется государством. Другой вопрос - можно ли считать добровольчество и волонтерство благотворительной деятельностью, если они диктуются сверху. В Европе и США благотворительность развита гораздо сильнее, и она не связана с государством. В России всплески бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается, тоже происходят не по приказу властей. Возможно, еще и поэтому место РФ в мировом рейтинге благотворительности таково, каково оно есть.

    Поделиться