08.09.2017 20:17
    Поделиться

    В Екатеринбурге при переполненных залах прошел II Уралкинофест

    Фильмом Александра Ханта "Как Витька Чеснок вез Леньку Штыря в дом инвалидов" в Екатеринбурге завершился 2-й Уралкинофест. За неделю здесь прошли 250 сеансов 120 полнометражных, короткометражных и сферических фильмов VR, их посмотрели около 50 тысяч зрителей.

    Семь дней избалованный культурными событиями уральский мегаполис жил российским кино, стоял в очередях за новыми российскими картинами, до отказа заполнял десяток залов города и десяток - городов Свердловской области. И еще раз доказал нелепость мнений, что наше кино загибается. Отсмотрев по долгу программного директора около 300 картин, могу сказать: если бы любая развитая кинематография Европы создавала в год 10-15 таких качественных фильмов, какие отобраны на фестиваль, она считала бы это большим успехом. Фестиваль адресован широкому зрителю и приглашает в свои программы фильмы не только артхаусного ряда, но и развлекательных жанров - были бы хороши.

    Задача - представить всю палитру нашего кино, поэтому в конкурсе с визуально изысканной авторской картиной Александры Стреляной "Невод" соседствовала немудреная, но обезоруживающе искренняя комедия Айнура Аскарова "Из Уфы с любовью", с социальной драмой Алексея Рыбина "Скоро все кончится" соревновался заключительный фильм юношеской авантюрной трилогии "Частное пионерское" Александра Карпиловского. Состязаться фильмам столь разной весовой категории было нелегко, и членам жюри - продюсеру Наталии Ивановой, драматургу Любови Мульменко, кинокритику Ларисе Малюковой и оператору Юрию Райскому во главе с режиссером Андреем Прошкиным - можно было посочувствовать.

    Но решение принято, и Гран-при фестиваля вручен бесспорному лидеру кинофорума - драме Бориса Хлебникова "Аритмия", а исполнители главных ролей Александр Яценко и Ирина Горбачева получили призы за лучшие актерские работы. Вторым рекордсменом фестиваля стало "Турецкое седло": фильм Юсупа Разыкова взял призы лучшему режиссеру, лучшему продюсеру (Дарья Лаврова, Филипп Брусникин, Денис Лузанов, Александр Гадалов, Юсуп Разыков), а также актеру Валерию Маслову - за лучший дебют в кино. Фильм Ивана Болотникова "Хармс" удостоен приза за лучшую операторскую работу (Шандор Беркеши). "Карп отмороженный" - Специального приза жюри за лучший сценарий (Андрей Таратухин, Дмитрий Ланчихин, при участии Оксаны Карас и Владимира Котта). Дипломом жюри награждена актриса Татьяна Владимирова за роль в фильме Леры Сурковой "Язычники". Особо почетный на этом фестивале Приз зрительских симпатий достался фильму Кирилла Плетнева "Жги!". В секции короткого метра Приз зрительских симпатий завоевала комедия Дениса Филюкова "Еду как хочу". Выбор главного призера у Гильдии киноведов и кинокритиков России совпал с предпочтениями жюри: свою четвертую на Уралкинофесте награду - приз "Слон" - взяла "Аритмия" Бориса Хлебникова "за тонкое ощущение ритмов современной жизни". Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России достался драме "Язычники" Леры Сурковой - "за авторский стоицизм в защите свободы личности".

    Призом "Российской газеты" и ее онлайн-фестиваля "Дубль дв@" награжден дебютный фильм петербургского режиссера Алексея Рыбина "Скоро все кончится" - "за успешный опыт художественного анализа актуальных социальных проблем". Герой картины - молодой рабочий, жизнь которого состоит из станка, телевизора и бесед с коллегами о преподанных "ящиком" новостях. Это жизнь монотонная, вся из готовых формул, монолитная, как застывший цемент. Спорят о событиях на Донбассе, затронуты темы одиночества в толпе, есть даже переперченная, но реалистичная тема девушек, вынужденных торговать собой, чтобы скопить денег на нечто жизненно важное: грешница оборачивается спасительницей. Алексей Рыбин - один из создателей группы "Кино", и это его запоздалый режиссерский дебют - неровный, но сильный. У фильма будет трудная судьба на экранах, но его появление - еще один знак обращения нового кино к современной реальности, знак возрождения.

    Как известно, старт Уралкинофеста был омрачен выходкой религиозного фанатика, пытавшегося в знак протеста против фильма "Матильда" взорвать киноконцертный театр "Космос". Екатеринбургские пожарные оказались на высоте: они сумели предотвратить взрыв, и уже на следующий день в слегка опаленном театре успешно прошла творческая встреча с французской актрисой Мариной Влади. Но запланированные там показы фестивальных картин пришлось перенести в Ельцин-центр, первым предложивший Уралкинофесту свою помощь. И фестиваль продолжился на всех уровнях: зрители смотрели кино, журналисты допрашивали творцов на пресс-конференциях, прошли содержательные "круглые столы", которые провели киноведы Ирина Павлова и Елена Стишова.

    Все благоприятствовало празднику: город сиял под осенним солнцем и был хорош, знаменитый "Коляда-театр" гостеприимно принимал атаковавших его участников фестиваля, в Доме кино не иссякали очереди за билетами, и жалели только об одном: все хорошее когда-нибудь заканчивается.

    Из первых уст

    Мы беседуем с Алексеем Рыбиным, новым лауреатом приза "РГ", режиссером фильма "Скоро все кончится", в прошлом музыкантом группы Виктора Цоя "Кино":

    Почему для дебюта в полнометражном кино вы избрали жанр остро актуальной социальной драмы?

    Алексей Рыбин: Мне кажется, в данный момент это интереснее и важнее всего другого. Ведь в кино почти никто про реальную жизнь не говорит - это большая редкость. Хотя специально погружаться в нее нет необходимости - достаточно часто ездить в метро. Вчерашний "круглый стол" был посвящен теме "Российское кино в поисках реальности" - так вот, в современном кино я не вижу реальности вообще.

    Исключение в этом смысле - "Аритмия", справедливо получившая Гран-при на фестивале. Борис Хлебников умеет правдиво передать отношения между людьми, их характеры, их реакции, и это в сто раз сильнее любых деклараций с экрана. Это и есть настоящее кино… Но честно говоря, я не очень много картин посмотрел на фестивале - меня так потряс сам Екатеринбург, что я даже решил пожертвовать кино в его пользу. Он потряс своей неожиданной красотой, мы с женой в восторге. Кино я все равно увижу, а вот когда еще повезет сюда приехать - не знаю.

    Вы сейчас работаете над игровым фильмом о Викторе Цое. Но, как известно, фильм о нем начал снимать и Кирилл Серебренников…

    Алексей Рыбин: Мы шли к этой теме совершенно независимо друг от друга. Наша команда этот проект выращивает уже лет семь. А теперь, когда есть своя кинокомпания и появились производственные мощности, можно снимать фильм без участия крупных продюсерских сил, которые предполагались прежде. Задача - показать жизнь 80-х годов, какой она была на самом деле. Про 80-е в кино вообще нет ни одной правдивой картины!

    Что это будет? Байопик?

    Алексей Рыбин: Это драма, сосредоточенная на сравнительно небольшом отрезке времени, где сконцентрировано начало творческого взлета Виктора. Фильм о том, что приходится многим жертвовать, выбирая свою дорогу в жизни и творчестве.

    Фильм о музыканте невозможен без музыки…

    Алексей Рыбин: Конечно. Будем использовать записи группы "Кино", будет много западной музыки, на которой мы все росли, но это не музыкальный фильм - это больше личная история.

    Кто сыграет Виктора Цоя?

    Алексей Рыбин: Данис Бухараев, солист санкт-петербургского музыкального театра "Зазеркалье". Очень хороший актер, ему нравится сценарий, мы уже месяца два репетируем - и он с удовольствием вошел в эту историю. Есть даже портретное сходство, особенно в гриме. Для фанатов будет неожиданностью: он такой же тощий и неуклюжий, как и Цой.

    Когда вы собираетесь завершить работу над картиной?

    Алексей Рыбин: Съемки начнем в ноябре. Если все получится - постпродакшн закончим к маю.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться