Театральное путешествие из Петербурга в Москву, из 1917-го в 2017-й год - уникальный и беспрецедентный масштабный проект Александринского театра к 100-летнему юбилею мейерхольдовского "Маскарада" 1917-го года. Начался он в Петербурге премьерой Валерия Фокина, объединившей театральное столетие, а завершается в Москве гастролями Александринки на исторического сцене Большого театра, на которой драматический спектакль будет показан впервые.
…Изначально это было похоже на художественную провокацию. Воскресить легендарный мейерхольдовский спектакль, реконструировать отдельные сцены, дать им новую современную жизнь... Надеть костюмы, сшитые по эскизам Головина, воссоздать фрагменты великолепия старых декораций и подчеркнуть весь их блеск новой сценографией художника Семена Пастуха. Заговорить нараспев в прежних манерах императорского театра (музыкальный руководитель Александринского театра Иван Благодер восстанавливал с актерами интонационные рисунки ролей, изучив как по нотам все партитуры, и репетируя с ними роли как оперные арии). Встать на котурны сильных чувств и ярких проявлений, поймать верную мелодию интонирования и сложить из нее какофонию современного маскарада, из эпизодического события прошлого превратившегося сегодня в глобальное обстоятельство будущего. От которого никакие сильнодействующие яды не избавляют, и никакие маски не спасают…
Название изменили на маскарадные "Воспоминания будущего", - но это была не красивая фигура речи, а художественная концепция. Ведь прежде чем выпустить из плена музейных витрин знакомых персонажей, за столетнюю сценическую биографию успевших столько пережить, перетерпеть и перечувствовать, на визит в старомодный маскерад еще нужно было все-таки решиться. Определившись с главным - чья из теней прошлого загадочнее, харизма сильнее, а трагедия масштабнее? Что важнее сегодня понять - за чьи грехи поплатилась жизнью Нина, или есть ли спасение от гордыни Арбенина, от которой все его беды? Кто кого больше не понимал: мир Арбенина, или Арбенин сам себя? Что сегодня созвучнее времени: тема убийства как такового, или тема отравленного идеала с акцентом на последнее - идеала?
Создать точную копию исторического спектакля не стремились. Гораздо интереснее представлялось попробовать разгадать образный код сценической композиции "Маскарада". В числах это оказалось просто, как все гениальное. Из десяти картин драмы Лермонтова Валерий Фокин выбрал 3,8, 9 и 10-ю. Четыре ключевые картины - как выигрышных карты в "Пиковой даме" - замкнули сюжет вокруг внутренней трагедии Арбенина. А экспозиция трагедии в игорном доме и лихая интрига маскарада оказались вымараны. Не пощадили даже баронессу Штраль - ее сократили. Но это не жертвоприношение нашему времени. Спектакль Валерия Фокина многие, видевшие его на Александринской сцене, сравнивают с сеансом гипноза. Так вот по законам этого жанра второстепенные персонажи, словно лишние детали и ненужные подробности, становятся вдруг неслышимыми и невидимыми. Редкий на сегодня дар.
Также в московской программе Александринского театра к 100-летию премьеры спектакля Всеволода Мейерхольда "Маскарад", подготовленной в партнерстве с Большим театром, Третьяковской галерей и Театральным музеем им. А.А. Бахрушина состоится:
7 сентября 19.00, Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина - Лекция профессора А.А. Чепурова "''Маскарад''. 1917-- 2017"
8 сентября 14.00 - 15.30, Большой театр, Пресс-центр - Круглый стол, посвященный современному осмыслению исторического опыта Дирекции императорских театров, с участием В.Г. Урина, В.В. Фокина и руководителей ведущих российских театров.
15.30, Большой театр, Музейный и Хоровой залы - Пресс-показ совместной выставки Александринского театра и Театрального музея им. Бахрушина "Последний спектакль российской империи: "Маскарад”. 1917-2017".
12 - 16 сентября, Государственная Третьяковская галерея - Программа "Столетний Маскарадъ: Москва - Петербург"
12 сентября 19.00, Лекционный зал, М.Толмачевский переулок - Столетний Маскарадъ: Головин / Последнее зрелище Серебряного века / Лектор Е.Г. Середнякова
14 сентября 19.00 Конференц-зал Инженерного корпуса, Лаврушинский, 12 - Столетний Маскарадъ: Драма / "Маскарад". Режиссер - Сергей Герасимов. СССР, Ленфильм,1941
15 сентября 19.00, Конференц-зал Инженерного корпуса, Лаврушинский, 12 - Столетний Маскарадъ: Лермонтов / "Лермонтов". Режиссер - Альберт Гендельштейн. СССР, Союздетфильм, Сталинабадская киностудия, 1943
16 сентября 16.00, Конференц-зал Инженерного корпуса, Лаврушинский, 12 - Столетний Маскарадъ: Мейерхольд / "Белый орёл". Режиссер - Яков Протазанов. СССР, Межрабпомфильм, 1928. (Единственный сохранившийся фильм с участием Вс. Мейерхольда) "Мейерхольд". Режиссер - Николай Чирук. СССР, Центрнаучфильм, 1990.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"