Второй сезон "Уильяма нашего, Шекспира" стартует на выходных
Несомненным достоинством окончания летней поры становится начало очередного телесезона - запуск новых телесериалов и продолжение тех, что уже успели понравиться. Причем зачастую теплые чувства к некоторым, очень ожидаемым проектам приходит лишь некоторое время спустя, когда поверхностный интерес оказывается утоленным, а постигшее разочарование из-за неоправданно высоких надежд уступает место осмыслению показанного, без каких-либо сравнений. И перед запуском на BBC2 10 сентября второго сезона "Уильяма нашего Шекспира" (Upstart Crow) настроения некоторой части публики, если верить британскому изданию The Independent, находятся как раз на этой высокой ноте.
Для Бена Элтона, создателя бессмертной "Черной гадюки" (Blackadder), обессмертившей всех, причастных к выпуску сериала не меньше, чем "Монти Пайтон" - собственную команду, новый проект стал по-настоящему первым возвращением в жанр исторической пародии аж с конца восьмидесятых (если не принимать во внимание краткое воссоединение все с той же "Гадюкой" перед началом третьего тысячелетия).
Первый сезон не всем пришелся по нраву, и это объяснимо несколькими моментами. 1) Бен Элтон создал его в том же неторопливо-вальяжном формате, что и "Гадюку", без учета изменений в зрительском восприятии, произошедшем за двадцать с лишним лет; 2) историческая сатира гораздо более легко усваивается, когда речь идет о всем известных исторических событиях, и биография Шекспира уж точно не может похвастать сопоставимым количеством знатоков; 3) попытка связать в повествовании воедино события жизни драматурга и содержание его произведений подчас делает реплики героев перегруженными, диссонируя с непринужденностью и нарочитой легкомысленностью ситкома.
Как обещает Дэвид Митчелл, исполнитель главной роли, в новых эпизодах Шекспир, который наконец-то обрел интуитивное понимание столичной жизни и несовершенства окружающего его мира, станет более сдержанным в своей критике, проводя четкое разделение между вопросами, по-настоящему требующими освещения, и тем, что невозможно изменить.
Перед драматургом стоит непростая задача: несмотря ни на что продолжить свой неблагодарный труд в излюбленной сфере, умудряясь при этом обеспечивать относительно безбедное существование трех поколений своей семьи. Таким образом, его стремление к общественному признанию получает совсем иную мотивацию, где честолюбие уступает место насущной необходимости. Его вечные путешествия между Стратфордом и Лондоном существенно отравляют жизнь, кроме того, несовершенство транспортной системы вынуждает терять огромное количество времени впустую - и в этом аспекте повседневности литературный гений близок многим из нас.
Судя по комментариям Митчелла, в этом году зрители также столкнутся с попурри из бытовых шуточек (подчас с весьма скабрезным подтекстом) и историко-литературных шарад. Правда, самого актера это нисколько не смущает. Ему вторит и Паула Уилкокс (мать Уильяма Шекспира), заметившая, что за кажущейся понятностью скрывается целая сокровищница смыслов. И эта головоломка поистине увлекательна для всех и особенно - для молодежи. Так, племянница актрисы искренне заинтересовалась Шекспиром после просмотра сериала и детального его разбора на уроках английской литературы в школе.
То, как "ворона-выскочка" (а именно так сериал называется в оригинале) сумеет стряхнуть с себя обиду за незавидное прозвище, щедро дарованное ему недоброжелательным современником Робертом Грином, и продолжит свой славный творческий путь, мы увидим совсем скоро.