10.09.2017 22:05
    Поделиться

    Андрей Максимов об истинном смысле призвания

    Зачем человек ходит в школу? За знаниями? А знания зачем? Чтобы дальше жить? Это как? Взвалить на себя всю эту гору знаний и жить? Не получится. Гора придавит.

    Одиннадцать лет мы, родители, отправляем своих детей в школу, часто не сильно задумываясь: а зачем мы, собственно говоря, это делаем?

    На самом деле, у школы есть (точнее, должны быть) две главные задачи: научить человека учиться, то есть растолковать ему, что получение знаний - это не только нужное и полезное, но и невероятно интересное дело. Надо сказать, что маленькие дети, дошкольники, очень любят получать знания, именно этим вызваны их бесконечные "Почему?". Но стоит им переступить порог школы, стоит им только понять, что теперь за получение знаний будут ставить оценки, - как интерес исчезает.

    Вторая задача: получить призвание. О ней и поговорим. Потому что в решении первой задачи родители чаще всего бессильны, а вот в решении второй очень даже могут помочь своим чадам.

    Увы, мы очень часто забываем объяснить своим детям, что призвание - это желание. Не поиск хорошо оплачиваемого места или престижной деятельности, а неистребимое, огромное желание заниматься тем или иным делом.

    Если не философствовать, а попробовать попросту понять: из чего состоит человеческое счастье? Из хорошей семьи и любимого дела. С семьей, то есть с любовью, возникают проблемы, ведь не человек находит любовь, а любовь находит человека. Но любимую-то работу в состоянии найти каждый! Понимаете, что происходит? Поиск любимого дела - это поиск счастья. Когда родители - что нередко - требуют от ребенка одинаково хорошо и отлично учиться по всем предметам, они, как правило, не помогают ему выйти на дорогу счастья, то есть обретения своего призвания.

    Призвание - это желание. Неистребимое, огромное желание заниматься любимым делом

    Мы убеждены, что, чем человек старше, тем он разумнее. Это странное убеждение потому, что дети гораздо разумнее взрослых, маленькие люди, не испорченные влиянием социума, куда логичнее больших. Но мы исходим из разумности старших. Поэтому нам представляется, что ребенок должен обретать призвание в десятом-одиннадцатом классе. В реальности же чаще всего бывает так, что в этом возрасте человек ищет не призвание, а институт.

    Когда я писал книгу о великом швейцарском педагоге Иоганне Генрихе Песталоцци, меня поразило, что гений педагогики считал: ребенок, в общем, должен определиться со своим жизненным путем в... 5-7 лет. Ничего себе!

    Я стал разбираться. До 3-4 лет для ребенка мама и мир - это синонимы. А после этого возраста маленький человек начинает активно познавать окружающий мир, действительно проявляя при этом те или иные склонности. Другой вопрос, очень часто он не понимает, к какой именно профессии может привести желание делать то или иное дело. И тут родители должны аккуратно, ни в коем случае не давя, вести ребенка по той дороге, по которой он хочет идти.

    Выяснялось, что множество людей обрели свое призвание в весьма юном возрасте. Например, в ХХ веке был такой великий психолог Виктор Франкл. Он пережил ужас фашистских лагерей, в застенках придумал свою психологическую систему - логотерапию, которая все более активно завоевывает мир.

    Когда Франклу было... четыре года, он впервые задумался о том, что человек смертен, и решил стать врачом, чтобы продлевать людям жизнь. Он поговорил об этом с родителями, и те его поддержали.

    Поиски призвания - это, если угодно, совместная работа родителей и детей. Совместная - вот, что важно.

    Когда я придумывал свою систему, которая призвана помочь детям обрести призвание, я основывался на великом принципе природосоответствия все того же Песталоцци.

    Один из моих выводов я сформулировал так: к ребенку надо идти не с ответами, а с вопросами. Это вообще, может быть, один из главных принципов общения с ребенком. Но он особенно важен, когда речь идет о призвании.

    Нельзя навязывать своему чаду собственный взгляд на мир и на профессию. Нужно попробовать предложить ему разные варианты деятельности и смотреть на то, что ему больше понравится, что будет более желанно. В этом и есть совместность работы: родители предлагают своим детям, чем можно заниматься, наблюдают, что им нравится, и стараются помочь превратить желанное дело в будущую профессию.

    Господь создает только солистов, в массовку люди превращают себя сами

    Одна из главных проблем, с которой приходят ко мне на консультацию родители: как оторвать чадо от компьютера? Так вот, если ребенок нашел призвание, такая проблема просто не стоит. Дети, которые хотят стать физиками, футболистами, актерами, художниками... да кем угодно!.. конечно, тоже сидят за компом. Все сидят. Но нас, родителей, раздражает не само по себе сидение, а бесконечное сидение. У увлеченных детей это исключено именно потому, что у них есть увлечение.

    Почему так важно, чтобы ребенок нашел свое призвание, то есть увлечение, то есть счастье, как можно раньше? Потому что у такого человека принципиально иная жизнь. У него иное отношение к школе, к урокам, к товарищам. Ко всему. У него есть в жизни ценность, а это очень и очень много.

    Поэтому так важно, чтобы родители поменяли приоритеты. Не так существенно - хорошо учится сын или дочь, куда существеннее: знает ли маленький человек, чем он будет заниматься дальше. Я абсолютно убежден, что Господь создает только солистов, в массовку люди превращают себя сами.

    Солист - человек, который нашел себя, свое призвание, свою дорогу к счастью. И родители в силах помочь в этом своим детям.

    Поделиться