Во-первых, разумеется, это встречи с писателями, представлявшими свои новинки - от мастеров "премиальной прозы", таких как Ольга Славникова или Евгений Водолазкин, до кумиров широких масс - неутомимого Дмитрия Быкова или саркастического фантаста из Минска Ольги Громыко. А еще - "круглые столы"и конференции-- как проводимая журналом "Книжная индустрия" при поддержке Роспечати и Франкфуртской книжной ярмарки конференция на тему "продвижение российской литературы для зарубежного читателя". Посмотреть-послушать-подписать книги за пять дней работы пришли свыше 130 тысяч посетителей.
Что касается официальной программы - в этом году ее центральным пунктом стало подписание Меморандума о взаимопонимании между Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Министерством культуры и спорта Греческой Республики. "Взаимопонимание" предполагается направить на совместные усилия по реализации проектов в области перевода и издания классических и современных произведений, обмен делегациями литераторов и взаимное участие в выставках - в чем Греция уже "подала пример", представив на ММКВЯ красочный стенд. Всего на выставке представлены в том или ином виде 39 стран.
В ходе выставки были вручены несколько цеховых наград, соучредителями которых много лет выступают Роспечать и Генеральная дирекция ММКВЯ: "Ревизор" (совместно с Российским книжным союзом и "Книжной индустрией", "Образ книги" (совместно с секцией книжной графики Московского союза художников) и, главное - "Книга года".
Но каждый год, разумеется, случаются свои "изюминки". В 2017 году их оказалось по меньшей мере две. Во-первых, почетным гостем в этом году стала не какая-то отдельная страна, а впервые проводимый Фестиваль национальных литератур народов России - а это значило, что все пять дней ММКВЯ на отдельной сцене, прямо напротив главной, звучали стихи и песни на 25 языках нашей страны, от взрывных кавказских до текучих угро-финских, а представители этих регионов выступали с сообщениями о положении литературных дел на этих языках. Оно не всегда оказывалось благостным, но, к счастью, всегда живым. Никто не делал секрета, что проведение такого уникального фестиваля приурочено к выходу "Антологии современной поэзии народов России", в которой в результате кропотливой и многоступенчатой работы оказались собраны под одной обложкой 229 поэтов, пишущих на 57 языках нашей страны - с параллельными переводами на русский. На ММКВЯ внушительная книга была в очередной раз представлена публике. А также был впервые предъявлен второй том антологии, посвященный литературе детской.
Второй новинкой ММКВЯ-2017 стал читальный зал, "разбитый" слева от Главной сцены как совместный проект с Российской государственной библиотекой. Название обязывало: в строгом зале царила тишина и сосредоточенность, и посетители могли здесь ознакомиться с новинками, прежде чем решиться на покупку. А что же покупали? По словам заместителя генерального директора "Генеральной дирекции международных книжных выставок и ярмарок" Владека Дармана, трендом этого года стал явный интерес к советскому прошлому.
И это уже не ностальгия, а интерес: что же это такое было? Об этом интересе свидетельствуют и презентуемые романы дебютантов - достаточно назвать "В Советском Союзе не было аддерола" Ольги Брейнингер и "Не боюсь Синей Бороды" Саны Валиулиной, и новинки уже известных писателей Шамиля Идитауллина "Город Брежнев" и "Катаев. Погоня за вечной весной" Сергея Шаргунова. И, пожалуй, апофеоз этого интереса - 700-страничный "Пантократор солнечных пылинок" - неортодоксальная биография-путешествие Владимира Ленина пера Льва Данилкина. "Я принадлежу к поколению, на котором сломалась история. На этом сломе и родилась эта книга. Я очень рад за Ленина", - заявил Данилкин. Трудно сказать, сознательно ли он намекал на трагический вопрос Мандельштама: "Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки?". Но "склеивать позвонки" - одна из основных задач литературы в любую эпоху. И, как показала закончившаяся ММКВЯ, русская литература, несмотря ни на что, продолжает выполнять эту задачу.