Делегацию из города на семи холмах встречал город на семи горах, как называют столицу Иордании. С высоты птичьего полета хорошо видно, что девяносто процентов территории страны лежит в пустыне, так что вся пестрая и самобытная жизнь сосредоточена именно в Аммане. Здесь не встретить поражающих воображение небоскребов, как в монархиях Залива, зато обитатели громоздящихся друг на друге панельных трущоб открыты и приветливы - они искренне машут туристам на камеры и кричат "Добро пожаловать в Иорданию!"
Сергей Лавров поблагодарил хозяев за радушный прием. Перед тем как отправиться на встречу с иорданским коллегой Айманом ас-Сафади и королем Абдаллой II, он успел пообщаться с участниками клуба выпускников российских и еще советских вузов, которые могли беседовать с гостем из Москвы без переводчика. К примеру, в королевстве действует ассоциация русскоязычных врачей. Даже среди иорданских депутатов есть те, кто учился в нашей стране, а в новом составе парламента с недавних пор появилась "группа дружбы с Россией".
Исторические связи Москвы и Аммана очень пригодились, когда в Астане был запущен процесс по созданию зон деэскалации в Сирии. На итоговой пресс-конференции министры иностранных дел напомнили, что Иордания не только выступила официальным наблюдателем на межсирийских переговорах, но вместе с Россией и США стала архитектором самой первой - юго-западной зоны прекращения огня, в которую вошли сирийские провинции Дераа, Эль-Кунейтра и Эс-Сувейда. Кроме того в Аммане был открыт координационный центр по наблюдению за перемирием. Сергей Лавров высоко оценил роль иорданцев, а Айман ас-Сафади подтвердил: работа Москвы, Аммана и Вашингтона по согласованию деталей продолжается. Иорданцы надеются, что зоны в районе Хомса и пригороде Дамаска Восточной Гуте также окажутся эффективными, а впоследствии будет создана четвертая - вокруг Идлиба. Лавров рассказал, что на этой неделе иорданского представителя снова ждут в столице Казахстана, где состоится очередной раунд консультаций между делегациями Дамаска и вооруженной оппозиции.
Озабоченность иорданских властей можно понять: страна приняла миллион триста тысяч сирийских беженцев, которых надо где-то размещать и кормить. При этом в стране и без того сложная этноконфессиональная ситуация: более 70 процентов населения считают себя палестинцами, а среди "коренных" иорданцев немало потомков бедуинов. Как отмечают эксперты "РГ", этот баланс олицетворяет первая пара страны: король Абдалла из династии Хашимитов (древний клан из Мекки, ведущий свой род от прадеда пророка Мухаммеда) женат на палестинке - королеве Рании. Разумеется, Сергей Лавров и его иорданский коллега обсудили палестино-израильский конфликт, "один из самых застарелых в регионе и даже в мире". Они признали, что ситуация давно зашла в тупик, однако мировое сообщество должно прилагать все усилия, чтобы реанимировать мирный процесс. В этом позиции Москвы и Аммана также полностью совпадают.
Между тем
По словам Сергея Лаврова, Россия проявила добрую волю, когда попросила США привести в соответствие их дипломатическое присутствие в РФ в соответствие с количеством сотрудников российских загранучреждений в США, включая тех, кто работает в представительстве РФ при ООН. "Но это, сами понимаете, является отдельной темой и не касается двухсторонних отношений", - пояснил Лавров. Он сообщил, что Россия сейчас рассматривает условия, в которых работают американские загранучреждения в РФ и российские - в США. И приведет эти условия "в полное соответствие с тем, что называется паритетом".