Художник Александр Клюндер прославился в русском искусстве именно этими портретами, собранными вместе в Музее А.С. Пушкина. В 1839-м, когда генерал Михаил Хомутов покидал пост командира Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка, благодарные сослуживцы решили преподнести любимому полковому командиру в подарок свои акварельные изображения, которые заказали актуальному в 30-х живописцу Александру Клюндеру - он был знаменит тем, что работал быстро, был точен в "физиогномике" и брал недорого. Несколько десятков портретов, составившие так называемую хомутовскую коллекцию, генерал передал в полковой музей в Царском селе. После революции коллекция разошлась по стране, и выставка собиралась Музеем А.С Пушкина по десяткам российских и зарубежных музеев, частным коллекциям. И вот впервые за почти сто лет лейб-гвардейцы снова встретились на выставке "Клюндер. Графика".
"Он был некрасив и мал ростом, но у него было милое выражение лица, и глаза его искрились умом" - так сказано вот об этом юноше с эполетами корнета, друге генерала Хомутова, Михаиле Лермонтове, после кавказской ссылки служившем в гусарском полку. Поэт, конечно, позировал для "снимка" (благодаря Лермонтову коллекция и стала знаменитой), и, по мнению многих, он здесь похож на себя более, чем на других своих портретах.
И рядом с Лермонтовым, на листах торшона одинакового размера, десятки изображений его сослуживцев. Александр Клюндер был незаурядным рисовальщиком, психологизм ему был свойствен не в такой степени, в какой способность точно копировать наблюдаемое. Но, возможно, для такой выставки и нужна была такая документальность, именно она оказалась способной передать дух, настроение, и, если хотите, звук и запах эпохи - запахи мундирного сукна и барашковой папахи, скрип портупей и позвякивание орденов на лентах.
Тонкое восточное лицо, взгляд в сторону - это Семен Абамелик-Лазарев. Рядом послужной список князя, изображенного "в мундире полка с эполетами поручика 1837 года, надетым поверх нерегламентированного красного жилета, доломан украшен расшивкой". А вот в анфас красавец-поручик Павел Годейн - "в офицерском доломане с лядуночной (сумка для патронов. - Ред.) перевязью через плечо". И бурка - знак того, что служил на Кавказе.
Анфас вправо и влево, изредка профиль - весь запас художественных приемов для парадного портрета, что фотографического, что живописного, всегда был ограничен. Клюндер, избегая монотонности хотя бы в одежде, изображает отпрысков блестящих родов от Витгенштейна до Долгорукого в сюртуках и жилетах, в парадной форме и в повседневной, в ментиках застегнутых и распахнутых.
Несколько портретов, приехавших в Москву на выставку, доселе проходили по разряду "портрет неизвестного". Организаторы во главе с вдохновителем выставки, руководителем Департамента культуры Москвы Александром Кибовским, взялись установить личности, например, вот этого лихого "неизвестного в черкеске". "Анна" с бантом... Черкеска без эполет (значит не из "кавказских частей")... Боевые награды... Сопоставив факты и документы, выяснили, что изображенный - светлейший князь Владимир Меншиков, поступивший в полк летом 36-го.
Светлейший стал впоследствии генерал-адъютантом. Иные герои Клюндера, быстро закончив службу, закончили жизнь в дворянских гнездах и остались известными лишь тем, что были в кругу Лермонтова. Но на выставке в Музее А.С. Пушкина они предстают перед нами все еще молодыми лейб-гусарами. С небольших аккуратных, скрупулезно выписанных акварелей-снимков на зрителя смотрит цвет русского офицерства его золотой эпохи. Лица особой породы, давно выветренной вихрями революций.