"Ситуация на самом деле отчаянная, - рассказывал вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков и член жюри "Киношока" Андрей Шемякин. - И связать прошлое с настоящим одна из кардинальных задач не только фестивального движения, но и сегодняшнего кинообразования. Всего лишь 15 лет назад фестивали были единственной прокатной институцией, и каждый своего рода лабораторией. Мы собирались не просто посмотреть, обсудить кино и выбрать лауреатов. Мы все вместе, включая жюри, участвовали в процессе выработки новой модели кинематографа. И в этом смысле "Киношок" мог многое себе позволить - он был экспериментальным фестивалем по сравнению с "Кинотавром", который демонстрировал некую вершину, вернее главную интригу, скажем так... Сейчас на "Киношоке" я вижу огромную составительскую работу; одно удовольствие держать в руках каталог - сколько всего происходит. Важно это не просто сегодня показать, но и не утратить в будущем, и большая надежда в этом на Сергея Новожилова (с этого года возглавившего руководство "Киношока". - Прим. ред.) с его абсолютным чутьем на фестивальный менеджмент. Это не мой комплимент, все знают, что комплименты он ненавидит, потому что им не доверяет. Но на сегодняшний день он один из последних креативных фестивальных менеджеров. "Киношок" стал опережать события. Есть масса регионов, где необходимо заново придумать кинематограф, в котором люди бы узнали себя: именно себя, а не образцы для подражания. Восстановить естественную среду, которая была просто разрушена (речь о разрушенности более глубокой, включая нравственную); видеть весь комплекс проблем в срезе, который мы имеем... Фестиваль многое может. И, в частности, препятствовать опасной для нашей культуры "игре на понижение".
Одну из самых почетных наград 26-го "Киношока" - приз "Госпожа удача" имени Павла Луспекаева за мужество и достоинство в профессии - вручили режиссеру и председателю большого жюри фестиваля Александру Прошкину, которому в числе первых пришлось оценивать потенциал национального регионального кино и определять его победителей.
Главный приз "Золотую лозу" за лучший полнометражный фильм получила якутская лента "Кэрэл - невидимая красота" режиссеров Ильи Портнягина и Валентина Макарова. Приз за лучшую режиссуру взяли москвичи - учащиеся мастерской Владимира Хотиненко Денис Колонтай, Дмитрий Глазовский и Иван Качалин за фильм "Странник". (Московские работы в фестивальных конкурсах, разумеется, присутствовали, но не доминировали). Приз за лучший сценарий в полнометражном кино увез в Башкирию Айдар Акманов за лирическую комедию "Из Уфы с любовью", которой также вручили приз кинопрессы имени Ирины Шиловой с формулировкой "за большой зрительский потенциал".
Сыгравшими лучшую женскую роль на "Киношоке" признали сразу двух актрис: Елену Нестерову и Виталию Еньшину в фильме "Язычники", снятом в Москве. Этому фильму режиссера Леры Сурковой с формулировкой "За попытку понять разницу между нормой и аномалией" вручили и Приз гильдии киноведов и кинокритиков России "Слон". Приз имени Александра Княжинского за лучшую операторскую работу присудили Федору Стручеву за бурятскую картину "Эластико", в котором отметили и актера Дмитрия Власкина за лучшую мужскую роль. Создавшим лучшую музыку к фильму назвали Моисея Кобякова за якутский хоррор "Хара дьай. Нечисть", а ее режиссерам Степану Бурнашеву и Евгению Осипову вручили и специальный диплом большого жюри "за поиск оригинального изобразительного решения в жанре притчи".
Теперь вопрос в том, кто из новых победителей сможет найти себя не только в списке лауреатов 26-го "Киношока", но и, возможно, в числе будущих лидеров российского проката.
Новый формат фестиваля мы обсуждаем с его новым руководителем - председателем оргкомитета Сергеем Новожиловым.
- Вы стояли у истоков "Киношока" и были художественным руководителем фестиваля первые одиннадцать лет. Потом была продолжительная пятнадцатилетняя пауза. На 26-ой год вернулись, и концепция изменилась…
Сергей Новожилов: Мы попытались кардинально все поменять: от места проживания до структуры фестиваля. Добавили документальную конкурсную программу. От меня пришло желание полностью сменить обстановку, а идея показывать национальное региональное кино принадлежит Ирине Шевчук (гендиректору фестиваля - прим.ред.). Для начинающих кинематографистов из российских регионов важно было приехать сюда. Ведь если их не будут показывать, тогда как они будут развиваться? Иначе бы и якутского феномена не было, который уже несколько лет наблюдается. И если мы не будем национальное кино поддерживать, то не будет и других новых явлений. Да, знают про интересный, мощный Татарстан; про то, что на Северном Кавказе Сокуров выпустил свою мастерскую. Но я, например, очень удивился, что в Карелии свое кино сейчас снимают - казалось бы, совсем не кинематографическая территория...
Я давно самостоятелен, у меня огромное количество фестивалей - одиннадцать… Если вспоминать о первых годах "Киношока"… В 92-м году мы приехали сюда. У нас был совершенно непохожий ни на что фестиваль: мы решили сделать что-то такое, что сразу привлекло бы к себе внимание. Поэтому сделали фестиваль авангардного кино, в ту пору в Союзе кинематографистов я руководил объединением молодых. Мы пришли к Виктору Мережко, он стал президентом фестиваля, Ирина Шевчук директором, а я - художественным руководителем - с 92-го по 2002 год. Председателем жюри у нас стал Роман Виктюк, в жюри вошли Валентина Леонтьева и Евгений Матвеев, Кирилл Разлогов и Маргарита Терехова. Пели Петр Мамонов и Ирина Отиева; Андрей Бартенев привозил свои художественные эксперименты... Это было какое-то необъяснимое сочетание. И картины были под стать, и сама церемония: люди входили в зал через раздевалки, покрашенные в белое, текла вода, мы выходили с Ирой Шевчук на сцену, где был песок, как будто это пляж… Но время шло, мы поняли, что на этой "телеге" мы далеко не уедем. И решили уже со второго года попытаться придумать опять-таки что-то новое, но, может быть, не настолько шокирующее. Хотя название "Киношок" в сознание внедрилось и прижилось.
Мы стали думать, что можно сделать. Союз развалился. Нам стало грустно. И мы решили - хорошо бы сделать фестиваль стран СНГ и Балтии. И идея оказалась настолько плодотворная, что просуществовала 24 года.
Но времена меняются. Ситуация очень непростая: где-то свое кино производится, где-то уже давно об этом забыли, и все неравнозначно. Поэтому что касается нового формата "Киношока" - это в духе времени. Я не утверждаю, что мы полностью отказались от кино бывших союзных республик. Мы сохранили его во внеконкурсной программе. Изменится общая геополитическая ситуация, и мы, возможно, вернемся к идее. Я как председатель международного оргкомитета пять лет уже в Латвии провожу фестиваль короткометражных фильмов стран Балтийского региона, так что эта тема мне тоже близка... Но на "Киношоке" сейчас, видимо, другое время, которое требует другого отношения.