Но еще лучше Наталью О'Шей (именно таково настоящее имя этой певицы и арфистки) знают и любят сегодня в другой ипостаси - как лидера "Мельницы", которую все больше влечет рок-музыка: умная, многосложная, метафоричная.
Теперь "Мельница" начинает новый тур с загадочным и сложносочиненным, как и ее музыка, названием - "Альхимейра". И это будет уже отчет по дилогии - двум альбомам: "Алхимия" и "Химера"... Наталья О Шей рассказала обозревателю "РГ" о том, почему поклонники рока все чаще выбирают музыку с умным и мудрым поэтическим содержанием.
Вы очень разная. А какой вы сама себе нравитесь больше?
Наталья О'Шей: Мне кажется, что я всегда одна. Просто песен у меня много и исполнить их можно по-разному. Пресловутого "Волкодава" можно сыграть на "Нашествии" с ударной установкой, с двумя бочками, а можно и в камерной телестудии под одну гитару. Есть у меня и кельтская программа, да и альбом "Новые Ботинки", но к ним я планирую вернуться позже. И этот проект не случился бы без Владимира Лазерсона - волынщика, флейтиста, лютниста, специалиста по кельтской музыке и артиста Московской филармонии. Ради "Новых Ботинок" нашему гитаристу Сергею Вишнякову даже пришлось пойти на "факультет повышения квалификации": он освоил гитарный строй DADGAD, очень популярный в кельтской музыке. И так его зауважал, что с тех пор пишет в нем гитарные партии и песни уже для "Мельницы".
Уже несколько лет вы живете с мужем-дипломатом и двумя дочерьми в Европе. Но предпочитаете выступать на родине. Вот и день рождения решили отпраздновать на сцене в родной Москве. Почему?
Наталья О'Шей: Цитирую Макса Фрая: "Как любой нормальный человек, я жажду власти над миром!" (улыбается). Конечно, я хочу мировой славы и очень жду, когда же европейские и американские промоутеры отважатся нас привезти! К сожалению, пока что с сольными выступлениями в Европе у меня не складывается. А про день рождения? Просто очень понравилось отмечать его на сцене. Мне 41 год, полет нормальный. Но времени ни для чего не хватает!
Удается ли вам дружить с людьми, с которыми были связаны важные этапы жизни, или вы человек, предпочитающий одиночество и круг своей семьи?
Наталья О'Шей: У меня много приятелей, но мало друзей - таких, кому всегда можно подставить спину. Поэтому, когда такие друзья уходят, чувство, будто руку отрубили. За последние четыре года я потеряла четырех очень близких человек - тех, кому можно было подставить спину. "Ты чувствуешь сквозняк от того, что это место свободно", как сказал Борисыч (Гребенщиков. - Ред.)
В октябре "Мельнице" исполнится 18. В ранних альбомах преобладали композиции на философские темы, где было много сказочности и отстраненных сюжетов. Теперь же вы пишете песни, никак не связанные с насущными проблемами. Они - мудрые притчи, которые каждый волен разгадывать сам так, как ему захочется...
Наталья О'Шей: Наверное, так. Я не хочу ограничивать свое творческое пространство сказочными виньетками.
Летом из группы ушел виолончелист Алексей Орлов. Это значит, что группа будет придерживаться более жесткого звучания? Или в группе произошел внутренний конфликт при обсуждении взглядов на будущее "Мельницы"?
Наталья О'Шей: Мы долго шли к решению попросить Алексея Орлова уйти из группы, и далось оно нам болезненно. Причина не в том, что мы в принципе решили устранить виолончель, но в том, что мы пытаемся добиться идеально чистого звука, где все ноты и частоты на месте. Стадионного звука пытаемся добиться, словом! Больше года мы отслушивали записи собственных концертов и поняли, что "истеричность" Лешиной виолончели играет против нас, читается как грязное звучание всего состава. Хочется работать с людьми, которые в чем-то круче тебя, с музыкантами, которые выше тебя уровнем в своем сегменте. Поэтому получилось вот так.
Для какого из двух ваших проектов - "Хелависы" или "Мельницы" - песни сейчас пишутся быстрее и желаннее?
Наталья О'Шей: Ни для того, ни для другого. Я сейчас пишу песни для нашей дуэтной пластинки с Сергеем Вишняковым. Надеемся к Рождеству показать первый сингл с нее.