- Чем мешает-то?
- Во-первых... - и начинают загибать пальцы, перечисляя пункты помех. Как правило, пальцев рук на это дело не хватает. Причем на каждом хуторе - свой Карл Маркс, который составляет тексты требований и организует народ на протесты. Многие из них адресованы президенту РФ, а копии рассылаются по адресам газет, журналов, телевидения.
Это, безусловно, хорошо, что люди у нас стали такими активными и отзывчивыми на все неполадки не только в Центре, но и в городах и весях. А их, как выясняется в прямых разговорах с В.В. Путиным, не уменьшается, а, пожалуй, прибывает. И президент принимается их разгребать. При этом как бы забывается: все органы власти и управления в этих городах и весях - "протестанты" избирали сами и им поручили блюсти интересы людские на своих территориях. Плохо блюдут - у нас есть конституционное право на отзыв не только депутатов, но и лишать доверия любых начальников. Но это к слову.
А суть дела такова. Чтобы не было никаких разночтений по поводу границ водоохранной зоны святого для всей России озера Байкал, 26 марта 2001 года был установлен минимальный размер водоохранной зоны озера Байкал в 500 (пятьсот) метров (полкилометра) от уреза озера при отметке его зеркала 456 метров абсолютной шкалы. Минимальный - это значит меньше некуда.
- Куда ему столько?! - запротестовали волонтеры освоения Байкальской природной территории, всей до квадратного метра. Чтобы развернуться, так развернуться, понимаешь. И стали усердно расширять ресурсы Байкала. Земельные. Хотя это положение для Байкальской природной территории - полукилометровая зона - имеет силу конституционного закона. И никто не имеет законного права на него посягать.
Почему именно в полкилометра от уреза воды озера была установлена эта защитная полоса, как государственная граница, обеспечивающая персональные интересы Байкала? Выше чьих-либо еще интересов?
Можно было бы ответить на эти вопросы коротко: так приговорили ученые многих направлений науки, изучающие не один год байкальские загадки, гарантирующие озеру экологически приемлемые условия существования.
В 2012 году была утверждена Федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 гг.". На реализацию мероприятий по этой программе закладывалось более 54 миллиардов рублей. Чуть ли не первым пунктом стояло основное: "реализация мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО "БЦБК". Хоть и с казенными выкрутасами написано, но понять можно.
6 миллионов 200 тысяч тонн их скопилось в картах-шламонакопителях к счастливой дате 13.09.13 г. - тогда был остановлен БЦБК.
Что с ними делать, никто не знал. Да и сейчас больше тумана и обмана, чем эффективной работы по ликвидации последствий - отходов.
Поручение решить вопрос с ликвидацией шлам-лигнина по зарубежной технологии, вылилась в сумму около трех миллиардов рублей. Но технология оказалась неприемлемой.
Около двухсот гектаров дорогущего берега Байкала остается занятой этими шлам-отстойниками и картами-накопителями, как месть хрущевских затейников: завод закрыли, а в озеро все равно фильтруется всякая нечисть из отходов. И долго еще будет...
История с отходами БЦБК еще не закончена, можно сказать, даже и не начата. Потому что ни одной тонны отходов за эти годы не ликвидировали. Некогда людям. Перманентно идут заседания и совещания - в Байкальске, в Иркутске, в Улан-Удэ, в Москве - в правительстве РФ, минприроды, Госдуме, Совете Федерации, прокуратуре и Общественной палате: аты-баты, шли дебаты... Пишутся докладные, составляются проекты, обсуждаются и утверждаются, а на последней ступени отвергаются, и - у попа была собака...
Та собака, думаю, - и есть те миллиарды, которые щедро из госбюджета целевым назначением идут на ликвидацию отходов. Уже как пять лет на исходе, а им, отходам, ни жарко ни холодно. Подумайте сами.
На исходе 2016 года, и, естественно, в "рамках федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие БПТ на 2012-2020 годы", собирается межведомственная байкальская комиссия, чтобы поговорить об ответственном мероприятии этой государственной программы. А именно о "Реализации мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО "БЦБК".
Из документов этого заседания узнаем: объем накопленных отходов превысил 6,2 миллиона тонн. Основная их часть: шлам-лигнин, зола от сжигания шлама-лигнина, зола и шлаки от сжигания угля, зола корьевых котлов. Они занимают почти 140 га великолепного берега самого красивого озера страны. И эта земля уже приготовлена к аукциону. Карта № 3 выставляется начальной ценой 5 миллионов 680 тыс. рублей. Следующие две - по 5 миллионов 680 тыс. рублей и 5 миллионов 465 тыс. рублей; бабхинский золошлакоотвал получил начальную цену в 8 миллионов 493 тысячи рублей.
Эти почти 25 миллионов (а повезет на аукционе, сумма может и удвоиться, хотя и 25 "лимончиков" на дороге не валяются).
Еще загодя, 6 апреля 2016 г. губернатор Иркутской области отправил письмо в Москву: позвольте, мол, всю реализацию, связанную с ликвидацией БЦБ, проводить нам самим. Москва дала "добро": только не особенно жадничайте. Передачу имущества обанкротившегося ОАО "БЦБК" оформили как пожертвование. И закрутилось колесо, но вдруг скрип: токсикологический анализ забраковал технологию переработки отходов, представленную "ВЭБ-Инжиниринг", обнаружив в них вредные вещества V класса опасности, лучше по этому показателю оказалась технология Лимнологического института СО РАН.
Именно 22 февраля в Год экологии две высокие договаривающиеся стороны, наконец, вернулись к нулю и открыли календарь новой эпохи. Правительство Иркутской области и Минприроды России заключили соглашение: Москва (Минприроды России) дает, а Иркутск приходует 250 миллионов 80 тысяч рублей на реализацию проектной документации по ликвидации отходов, накопленных в результате деятельности БЦБК. Естественно, "в рамках федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие БПТ на 2012-2020 годы". Иркутские власти добавляют из своего бюджета на это богоугодное дело 124,6 млн рублей.
К концу июня, а именно двадцатого числа, поработав в поте лица полгода, иркутское правительство наконец-то направило в Москву, в минприроды, свою заявку на эти миллионы. Пока-то дойдет, пока разберутся что к чему - год кончится. А? Наступит восемнадцатый... Не календарь деловых отношений, а сплошные ребусы: неужели нужно четыре месяца, то есть 120 дней на то, чтобы подготовить и отправить заявку в центр? Казаки Ермака такие расстояния по сибирскому бездорожью преодолевали быстрее.
Углубился в изучение документов Байкальской межведомственной комиссии, что поехала заседать в Улан-Удэ в последний день июля 2017-го, и уловил тонкую ноту межведомственных взаимопониманий. Оказывается, министр С. Донской 21.03.17 г. дал поручение АО "Росгеология" подготовить план-график работ по реализации отходов. А губернатор Иркутской области 18 мая направил просьбу в правительство РФ: чтобы "Росгеология" стала "единственным исполнителем работ для государственных нужд по реализации того проекта". А пока нет исполнителя государственного заказа - никто вам никаких денег не выдаст. А не приступит к ликвидации, пока не будет готов план-график, не будет утвержден Росприроднадзором, не пройдет госэкспертизу...
Правительство Иркутской области 18 мая 2017 года посчитало, что "для реализации проекта с ликвидацией" сначала надо передать всю проектную документацию в собственность иркутскому правительству, что оно, значит...
А ничего не значит… Документация по этой кутерьме пришла в Иркутское правительство 29.10.16 г. "сопроводительным письмом без акта приема-передачи". Поэтому после корректировки и актуализации начало работ сдвинулось на их конец, то есть на июль-август, а заключение контракта с единственным исполнителем - на сентябрь 2017 года. Извините, это только заключение контракта... А первая пороша на Байкале в конце сентября - дело обычное. А проект предусматривает все работы по ликвидации отходов и рекультивации земель "только в летне-осенний период, когда температура круглосуточно не опускается ниже плюс одного градуса по Цельсию".
Но тут еще одна груша, которую нельзя скушать. "В случае срыва сроков и невыполнения мероприятий программы иркутскими и бурятскими соответствующими министерствами, - записывает в протоколе своего заседания межведомственная байкальская комиссия, - реализация по программе в 2017 году будет признана неэффективной, а средства, предоставленные в виде субсидий, будут возвращены в доход федерального бюджета". А еще последуют штрафные санкции. Нет, не на конкретных чиновников, - а на бюджеты области и республики. Сибиряки - народ богатый, да и пояса у всех ременные, туже, в случае чего.
Но, скорее всего, тормоза заскрипят в другом месте. 4 апреля 2017 года Арбитражный суд Иркутской области принял сторону конкурсного управляющего ОАО "БЦБК" А.С. Сивакова, который подал заявление в оный суд: "Признать объекты недвижимого имущества ОАО "БЦБК" залоговых (25 объектов, в том числе карты № 3, 12, 13, 14) и свободных от залоговых обязательств (56 объектов, в том числе карты № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) - социально значимыми объектами", которые не подлежат распродаже.
А "реализация проекта по ликвидации отходов ОАО "БЦБК" в 2017 году возможна только после передачи имущества (в рамках этого проекта) в государственную собственность.
Так год запланированной "реализации по ликвидации" на Байкале выброшен псу под хвост. Тот самый Год экологии.
Продолжится ли он делом в 2018-м? Иркутск в этом заинтересован материально, Москва - по-всякому. А год, не моргнув глазом, сплавили актуализаторам. Между прочим, сплав по Байкалу необработанной древесины запрещен еще в конце прошлого века.
Что-то в этой административной стратегии вперемежку с тягучей и тянучей тактикой угадывается родное, долгостроевское.
Каждому участнику заседания межведомственной байкальской комиссии обычно выдают папку с материалом: тезисы докладов, выступлений, отчетов, проекты постановлений и другие. Это заседание, в последний день июля 2017-го, было выездным, в Улан-Удэ. На нем, судя по материалам, подводились итоги первого полугодия Года экологии. Так по календарной логике выходило. И первый пункт это как бы подтверждал: "О ходе реализации федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и... за 2016 год и первое полугодие 2017 года". И текст был солидный, девятнадцатистраничный. Некоторые из них я прокомментировал. Но...
Всего на двух страничках была изложена суть вопроса номер два, который в срочном порядке рассматривала комиссия. Но он-то, похоже, и был заказной. И потому, что озвучил эти странички заместитель министра природных ресурсов Сергей Ястребов. Воздав должное федеральной целевой программе по Байкалу на 2012-2020 гг. - и какая она перспективная и мудрая, и какая всеохватно-комплексная, и какая она такая и сякая, что жалко ее заканчивать в 2020 году.
"Главное на сегодняшний день, - утверждает замминистра, - это усилить эффективность ее реализации, обеспечить должный контроль на всех уровнях, закрепить соответствующую ответственность за ответственными лицами".
Каково, а? А конкретно? Пожалуйста, уже есть проект "Дикая природа: сохранить и увидеть", уже на подхвате, в нее все невыполненное и перекачаем. И в жидком и в твердом виде. И продолжим по линии ответственности.
"В этой связи Минприроды России предложено... дополнительно проработать с федеральными органами власти и органами власти Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края меры в отношении озера Байкал и БПТ в целях подготовки комплексного приоритетного проекта..."
Ага, у Байкала были всякие проекты, пусть земля им будет пухом, но "комплексного приоритетного" еще не было.
Туда, надо полагать, и загонят все недоделки недоделанных федеральных программ с их хвостиками ассигнований, что остались от того и другого. В укороченном варианте.
Но про очистные сооружения на ООПТ Байкала - ни слова, ни звука. Мелочь это, да и не комплексно.
Словесная эквилибристика позволяет держаться на плаву. Вот правительство Бурятии рапортует:
"Для перехода на новую систему обращения с отходами приняты все основополагающие документы на федеральном и региональном уровнях. Так за период 2015-2016 годов в республике принято 19 нормативно-правовых актов, 11 постановлений правительства Республики Бурятия и три приказа местного минприроды".
И как торжествующий итог: "Территориальная схема в области обращения с отходами РБ утверждена правительством РБ 29 ноября 2016 года № 540". Ай да молодцы правят природой Бурятии!.. Тем более что "при разработке схемы приоритет отдан Центральной экологической зоне Байкальской природной территории".
Но в последующем абзаце правительственного отчета что-то настораживающее:
"В настоящее время министерство проводит АКТУАЛИЗАЦИЮ территориальной схемы, которая будет завершена к...1 СЕНТЯБРЯ 2017 ГОДА". То есть, а пока работа над ней ведется, извините, актуализируется, а потом последует и сама "актуализация" экспертиз и т. д., по существующему в государстве порядку, на нее никто и копейки не даст. Если к государственному делу подходить честно и ответственно.
Но и это не все. Актуализаторы насчитали, что программа будет стоить 14 миллиардов рублей.
Утверждение всех этих манипуляций - трансформации - актуализации - на 1 ноября 2017 года. Но позвольте, значит, финансирование из госбюджета начнется только с 2018 года? И кто же такой колоссальный объем работ выполнит в Республике Бурятия, если там миллионы рублей на строительстве очистных сооружений осваивают годами?
О многом говорящий штрих: Минстрой России, основной государственный заказчик, не представил на это заседание комиссии своих комментариев к этим грандиозным планам бурятских энтузиастов. Как и к иркутским.
То ли потому, что он имеет дело прежде всего с деньгами, по министерской должности Р.Г. Земцов директор департамента финансово-экономического обеспечения Минприроды России, то ли не приемлет общий треп, но не стал отвлекаться на политическую обстановку в мире и прочие туманности, а сразу напомнил собравшимся: с 2015 года объемы финансирования байкальской программы "значительно отличаются от тех, которые были утверждены правительством РФ в 2012 году", они стали меньше. Парадокс в том, что уменьшились суммы как раз к моменту утверждения. И не потому, как потом много и долго шумели, что, мол, в государстве денег нет. А потому, что в государстве, особенно на уровне субъектов Федерации, хромает деловая дисциплина. И процветает шапкозакидательство. Наверное, и еще кое-что, отчего дело вперед не продвигается, а как бы раскрошивается и оседает на нет, не пылью, а крупными суммами на мудреных банковских счетах. Не горят же они без дыма и без пару. Еще классик сказал, что рукописи не горят. А у нас и деньги. Прогресс!
- Вы только дайте нам денег, а мы уж...
На этот извечный тоскующий ненасытный глас Земцов ответил со знанием дела. Главной причиной сокращения уже объявленных сумм байкальской программы стала слабая активность регионов: они срывали все сроки представления программы к утверждению, а потому в день "икс" выбывали из игры. ...А потом начинали кулаками махать.
В любом уважающем себя сообществе существуют правила обращения с проектами, которые обойти никак нельзя. А что получилось с байкальской программой? Можно сказать, ни на один из проектов не были получены к заранее назначенному сроку в полном объеме все необходимые согласования и экспертизы, без которых стройку начинать нельзя. Программой были запланированы объекты, а заказчики не предъявили все согласования на проектно-сметную документацию (ПСД). Деньги на несогласованные стали "выбывать" из бюджета - их государство направляло по покрытию иных нужд, там с документацией было все в порядке. Такую судьбу уготовили местные чиновники строительству очистных сооружений, полигонов, мусоросортировочных станций. В результате сложилась абсурдная ситуация, говорится в докладе минприроды, - объемы финансирования в государственной программе запланированы, а взять их на строительство конкретных объектов невозможно: ПСД не прошла все уровни госэкспертизы.
Если свести вместе четыре основных фактора по байкальской проблеме - несовершенство правовых норм, недостаток средств, игнорирование рекомендаций науки и низкий уровень исполнительской дисциплины, станет отчетливее и понятнее происходящее на озере: у семи нянек дитя без глазу. А ведь речь идет об одном, наиважнейшем предмете выживания человека - о пресной питьевой воде, которой в Байкале, как известно, около 23 тысяч кубических километров. Как с этим драгоценным даром природы, получаемым "за так" по 60 кубических километров ежегодно, обращаются на Байкальской природной территории?
По данным федерального статистического наблюдения на территории Иркутской области и Республики Бурятия сброшенная в водную Байкальскую систему очищенная вода преподнесла ей "подарочки": превышение в разы загрязняющих веществ по хлоридам, сульфат-анионам, ХПК (химическое поглощение кислорода), по алюминию, ОП-10, СПАВ (синтетические поверхностно-активные вещества) моно- и диалкилфеноловым эфирам, по нефти и нефтепродуктам...
Уточним: я анализирую не архивные документы и потусторонние данные, а свеженькие отчеты, рассмотренные межведомственной комиссией по вопросам охраны озера Байкал 29 июля 2017 года, чтобы спросить у руководителей субъектов Федерации: на что же это похоже, господа-товарищи? Требуете денег на охрану озера Байкал, а сами не можете посчитать, а сколько это стоит. Не сама вода, а всебайкальская операция по загрязнению ее.
Дело дошло до того, что в "отношении собственников очистных сооружений приняты судебные решения по их понуждению к проведению реконструкции и ремонта коммунальных очистных сооружений" в поселке Выдрино, кстати, там расположен завод по подготовке и добыче байкальской глубинной питьевой воды, в селе Каменск (Кабанский район) и других объектов.
И в довершение огорчений и бед Байкала - пропажа. Куда-то делся подлинник "окончательного решения Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО о включении озера Байкал в перечень объектов Всемирного наследия". А без него никак не решить щекотливое, болезненное дело - поставить на кадастровый учет центральную экологическую зону БПТ, а потом уж решать, кто, на какой участок может претендовать из числа аборигенов и других групп претендентов. А без оного подлинника документа ЮНЕСКО все нормативно-правовые акты по земельно-территориальным вопросам, как бы поаккуратнее сказать, можно при сильном желании оспорить. Ибо подлинник решения международной специализированной организации - это как печка, от которой все пляшут - так гласит народная мудрость. А тут речь идет не о 12-ти дачных соток - о 8,8 миллиона гектаров БПТ. Вот и конфликтует закон РФ с претензиями местных органов и старожилов этих земель.
Странно, что почти за 20 лет существования Байкала в ранге объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО ни у кого не возникло желание подержать в руках, пощупать уникальный документ, устанавливающий этот статус и условия его существования. Чтобы почувствовать и возгордиться: и мы пахали. Странные все-таки люди, любопытные, разве что у кассы, где выдают заплату. И перед объективом телекамер, чтобы не забыли. Хотя и так не забудут, есть за что.