В Петербурге появится сеть городских причалов

Новость о том, что в Петербурге собираются создать сеть городских причалов, не на шутку встревожила горожан.

И не зря: попытка реформировать сферу внутренних водных перевозок Петербурга предпринимается уже не первый раз, но без особых успехов. Реки и каналы - чуть ли не главный бренд Петербурга, и властям не дает покоя, как бы обыграть его получше и привлечь на воду пассажиров побольше. И для этого есть все основания - по прогнозам, до конца года город посетят 7,8 миллиона туристов.

Смольный уже признал свое фиаско на поле водных перевозок. Город попытался войти в состав перевозчиков, создав систему аквабусов, которая в итоге показала свою неэффективность.

- Накопленный опыт позволил понять - аквабусы дорогие, как вид транспорта они требуют гораздо больше субсидий, чем метро и наземный транспорт, - признался замглавы комитета по транспорту Алексей Львов, - второе, что мы поняли, - эта деятельность несет множество рисков, в том числе и финансовых, государство их нести не должно, разумнее отдать их бизнесу.

После этих экспериментов осталась инфраструктура, которую решили приспособить под городские причалы. По словам чиновников, смысл этого проекта в том, чтобы предоставить всем владельцам судов равный доступ к городским причалам по демократическим ценам. Оказалось, проект в работе уже третий год, много времени ушло на консультации с точки зрения туристического удобства существующих причалов и их близости к основным достопримечательностям, чтобы создать костяк из причалов, которые бы позволили судоходным компаниям организовать и увеличить число регулярных многоостановочных маршрутов по принципу hop on/hop off.

Однако есть проблема - имеющаяся в обороте инфраструктура относится к бизнесу, у которого на нее свои планы. Пока договорятся и решат все вопросы, пройдет очень много времени.

При этом чиновники противоречат друг другу - комитет по транспорту говорит, что причалов больше не станет. Сейчас в городе 16 рабочих городских причалов, они и останутся. Глава же комитета по туризму хочет эту сеть расширить.

Представители сообщества судовладельцев, напротив, говорят что с 2000-х все еще как менялось, даже слишком часто для такой консервативной сферы, как водный транспорт.

- Управление набережными с причалами в городе пять раз за пятнадцать лет переходило из рук в руки, - говорит президент Ассоциации судовладельцев Евгений Зубарев, - За этими постоянными переменами стоит огромное количество документов и новых требований. Каждая новая структура, в чье управление попадают причалы, в среднем приходит в себя года полтора от свалившегося объема работы.

По его словам, идея хорошая. Сейчас в городе работают пять водных маршрутов hop on/ hop off, которые вносят в систему обслуживания много нового. Особенно "Первый музейный" маршрут, который сегодня называется City.

- Когда один маршрут используют четыре-пять компаний, они вносят в коллективное решение и свои спуски, и свои суда, есть схема работы - это автоматически решает вопросы по организации, безопасности - пояснил он. - Но я вижу сложности в управлении. Много лет назад спусками и причалами управляли как минимум из четырех разных диспетчерских, а сегодня город хочет управлять 16 причалами один - это невозможно.

Представитель компании "Астрамарин" Андрей Кузнецов рассказал, как они построили новейшие суда и создали туристический маршрут наравне с "Первым музейным", а высаживать пассажиров оказалось некуда.

При этом причалы бизнесу очень нужны. Акватория Петербурга делится на три части - акватория морпорта, федеральных водных путей и рек с каналами. Иногда с правом на причал возникают сложности, так как третья акватория до сих пор не имеет необходимой регламентации.

- Без расчета тарифов, бизнес-плана и четкой идеи невозможно инвестировать в туристские маршруты, - подытожил Кузнецов. - На моей памяти город дважды заказывал концепции развития причалов и тратил деньги на изучение этой проблемы. Последняя попытка была связана с аквабусом - эта концепция сейчас пылится где-то в Смольном, невостребованная. Почему бы не обратиться к ней, а не делать проект заново.

Представители бизнеса поняли, что всех попросят освободить причалы, как только закончится аренда. У большинства это произойдет в 2018 году. Однако власти утверждают - это не так.

В итоге чиновники напомнили судовладельцам, что они владеют судами, а не причалами. Так что обсуждение обсуждением, но город сделает как сам решит.

Сработает ли в Петербурге управление причалами "как в Венеции", покажут итоги следующего туристического сезона.

Комментарий

Андрей Мушкарев, глава комитета по туризму правительства Санкт-Петербурга:

- Если посмотреть на архивные фотографии городских причалов 2000-х годов, увидишь, что ничего не изменилось - и причалы на тех же местах, и даже названия судов те же самые. Мы заинтересованы расширить причальную сеть города и обновить ее. Поток туристов на наших водных артериях сопоставим с посещаемостью крупне йших музеев города. Мы считаем, что соседство некоторых частных причалов с городскими, как у Дворцового моста, пойдет всем на пользу. Это поможет транспортным компаниям снизить расходы на инфраструктуру, а со временем - оптимизировать тарифы на перевозку пассажиров.

Тем временем

Не стоит сбрасывать со счетов тех, кто желает причалить нелегально. Как сообщили "РГ" в "Мостотресте", компания недавно обратилась в полицию, обнаружив между первым и вторым Садовыми мостами несогласованные металлические сооружения для причаливания. Сколько таких на набережных и сколько судов туда причаливает, никто не подсчитывал. Однако ясно, что любую систему будут пытаться обойти.