Наименьшим спросом у покупателей пользуются особняки в духе Эрмитажа и Версаля на Рублевке родом из лихих 90-х. За них часто не удается выручить и половины стоимости. Причем со скидкой идут не отдельные, наиболее неудачные, дома. С дисконтом уходит 90 процентов объектов. Сложности с реализацией недвижимости есть и в других городах России, в которых строительный бум пришелся на 1990-2000-е годы.
Тренд на снижение цен прослеживается с 2014 года, когда часть собственников решила распродать активы и уехать за границу. Но выяснилось, что стоимость их активов не соответствует ожиданиям. Проблема в запросах самих продавцов, которые завышают цену, в то время как их товар не выдерживает высоких требований покупателей. Половина лотов на загородной "вторичке" морально устарели. "У 50 процентов лотов почти нет шансов на реализацию", - констатирует Сергей Цывин из департамента загородной недвижимости "ИНКОМ-Недвижимость". Треть объектов может быть продана только с большим дисконтом. И лишь 20 процентов находятся в хорошем состоянии и могут быть проданы без скидки.
"Дело тут вовсе не в цене, - уточняет Сергей Цывин. - А в потребительских характеристиках объектов". Они имеют огромные площади, но при этом устаревшие, неудобные планировки, расположены в местах с минимальным развитием инфраструктуры, не охраняются, обладают устаревшими экстерьером и интерьерами.
Существенным моментом является цена содержания домов, выставленных на продажу. Месячная плата по коммунальным платежам некоторых из них достигает 120 тысяч рублей. Современные покупатели уже не готовы сорить деньгами. При этом они хотят загородный дом в обжитом районе с социальными и торговыми объектами, транспортной доступностью, небольшой площади, но с несколькими гардеробными и санузлами. Можно даже сказать, что за минувшие пару десятилетий стиль загородных домов сменился с дворцового на традиционный европейский и американский. Экономичность содержания и удобство покупатели ценят выше всего.
Иногда размеры дисконта на устаревшие дома поражают. Так, особняк в Рождественно выставлялся за 12 миллионов долларов, а продан был только за 2,6. Конечно, для рядового россиянина и это высокая цена. Но нужно понимать, что наибольшие скидки коснулись именно элитного сегмента. Причем все объекты, построенные в 1990-2000-х годах, выставляются дорого, но нескольких месяцев достаточно, чтобы владельцы пошли на уступки.