Газета уже сообщала, что свердловское министерство АПК и продовольствия получило задание от федеральных властей до конца 2017 года создать 18 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) - плюсом к уже работающим в регионе ("Холодильник для борща", "Экономика Уральского округа" от 1 декабря 2016 года). Пока оно выполнено чуть больше чем наполовину - с начала года появилось 10 таких объединений.
Сегодня на Среднем Урале 51 сельхозкооператив. Больше всего снабженческо-сбытовых - 35, но в основном они некрупные - объединяют от четырех до десяти хозяйств, лишь в одном более 150 членов. Есть еще девять кредитных и шесть перерабатывающих.
- Одна из причин медленного распространения кооперации в сельском хозяйстве - непонимание ее основ. Нужно потратить очень много времени и сил, чтобы объяснить всем заинтересованным сторонам, в том числе и сотрудникам исполнительной власти, что ценность объединения в первую очередь - в развитии территории, - говорит Татьяна Рогожникова, руководитель ревизионного союза и сама председатель СПоК. - Многие руководители уже созданных кооперативов искренне верят, что их задача - зарабатывать деньги, а я всегда говорю: "Нет, вы нужны, чтобы помогать зарабатывать деньги своим членам".
К сожалению, в последнее время наметилась нехорошая тенденция: аграрии готовы объединяться лишь в том случае, если обещана господдержка. Вот есть возможность получить грант снабженческо-сбытовым и перерабатывающим кооперативам - именно такие и регистрируются. К слову, за последние 2,5 года гранты получил каждый пятый кооператив. И впервые деньги выделили СПоКу на организацию переработки зерна.
- Конечно, Свердловская область производит недостаточно зерна, но его излишки всегда есть в соседних регионах, которые весьма удобно логистически связаны со Средним Уралом, - отмечает председатель кооператива в Красноуфимском районе Александр Леушканов. - Этот рынок мы отслеживаем уже 20 лет, постоянно анализируем потребности и предложения. Нынче планируем запустить переработку - построить комбикормовый завод пока небольшой мощности (300-400 тонн в месяц), который будет обслуживать как 11 членов нашего кооператива, так и население. Проект мне видится очень перспективным, потому что производители-гиганты не всегда лояльны к клиентам.
Кооператоры готовы подстраивать производство под каждого потребителя, используя неограниченное количество рецептур. Такой же подход - получение более дешевых и качественных товаров для своих нужд и продажа по более высокой цене произведенных продуктов - актуален для любого вида сельхозкооперации. Например, аграрии из Сухого Лога столкнулись с тем, что выращенная ими картошка - помытая, рассортированная, упакованная и проданная торговым сетям по 14,9 рубля за килограмм - в местных же магазинах появляется уже по 49,9 рубля. Выходит, более 200 процентов реализатор накручивает лишь за то, что пустил производителя в свои торговые точки. Фермерам до слез обидно: неужели труд водителя, доставившего товар, и продавца, уложившего его на полку, стоит в два раза дороже, чем работа трактористов, овощеводов и механизаторов в течение полугода? В такой ситуации выход только один - продавать самим. Сухоложский кооператив так и сделал: минувшей весной открыл свой магазин, где предлагает тот же картофель по 30 рублей, что выгодно и производителям, и покупателям. Безусловно, затраты на организацию торговой точки немалые, но рано или поздно они окупятся.
- В чем смысл объединения в кооперативы второго уровня? Как раз в том, чтобы минимизировать упущенную выгоду, - поясняет начальник отдела развития фермерских, личных подсобных хозяйств и потребкооперации министерства АПК и продовольствия региона Александра Маланичева. - Один собирает дикоросы и делает варенье и джемы, другой выращивает овощи, у третьего - молочная ферма… Организовав кооператив второго уровня, они сами смогут устанавливать цены на продукцию и в результате более активно развиваться.
Объединиться уже готовы четыре кооператива из Белоярского, Камышловского, Сысертского и Богдановичского районов. В основном это производители овощей и картофеля, но есть и специфические направления: выращивание грибов, вылов рыбы, заморозка таежных ягод, сыроварение. В принципе, столь диверсифицированная структура могла бы замахнуться и на сеть фермерских магазинов. Но есть и другая причина для объединения. Как говорит Григорий Ковалев, директор картофелеводческого предприятия и один из инициаторов организации кооператива второго уровня, важно, что закупка расходных материалов - всевозможных сеток, пленки, паллет, контейнеров для хранения - тоже будет проводиться сообща. А, как известно, крупную партию приобретать выгоднее.