Выступая в среду в Европарламенте с ежегодным посланием о положении дел в ЕС, Юнкер не стал сосредотачиваться на плачевном положении раздираемого политическими конфликтами, миграционными и финансовыми кризисами союза. Он сосредоточился на будущем, сперва похвалившись экономическим ростом: "Мы медленно, но уверенно увеличиваем размах. Экономический рост в Европейском союзе в последние два года превысил показатели роста экономики США. На сегодняшний день эти показатели - 2 процента в Евросоюзе в целом и 2,2 - конкретно в Еврозоне".
Именно Еврозона - главная надежда Брюсселя. Однако семь стран - Болгария, Румыния, Венгрия, Хорватия, Польша, Чехия и Швеция - при вступлении в ЕС обязались перейти на евро, но до сих пор не решились отказаться от национальных валют, а Дания вообще не собирается этого делать. Напомним, что в марте, когда в Европе отмечали 60‑летие со дня подписания Римского договора 1957 года, давшего начало Европейскому экономическому сообществу, прообразу современного Евросоюза, Юнкер опубликовал так называемую "Белую книгу", в которой описал пять сценариев дальнейшего развития ЕС к 2025 году. Но единственным реальным сценарием, спрятанным в этом списке, был, по общему мнению, номер три: "Те, кто хочет больше, делают больше". Речь идет о так называемой "Европе двух скоростей" - а именно о Еврозоне и отставших от нее - тех, кто до сих пор не перешел на общую европейскую валюту. Эти страны возражают против сценария "Европы двух скоростей", не без оснований опасаясь, что в конечном итоге это будет не одна, а две Европы. И именно к ним прежде всего было обращено нынешнее послание Юнкера.
В начале лета - после переговоров канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Эмманюэля Макрона в Париже - стало известно, что оба они ставят на еврозону. Меркель объявила, что реформирование европейского валютного союза неизбежно. Как именно - станет известно после парламентских выборов в Германии, но уже сейчас ясно, что лидеры ФРГ и Франции открыты для обсуждения вопросов единого бюджета еврозоны, введения должности министра финансов еврозоны и создания европейского валютного фонда.
Эксперты обратили внимание не только на то, что говорил Юнкер, но и на то, каким образом была сконструирована его речь. Например, они подсчитали, что две наиболее проевропейские на сегодняшний день страны - Болгарию и Румынию - он упомянул три и пять раз соответственно. Зато Польшу, когда-то возглавлявшую рейтинг евроэнтузиастов, а ныне ставшую для Брюсселя l‘enfant terrible Европейского союза - ни разу. Хотя в части, посвященной тому, что соблюдение основ правового государства - это не возможность, а обязанность члена ЕС, говорил конкретно о ней.