Быстрыми темпами растут технологии и продукты измерительно-вычислительных систем - например, внедрение геоинформационных систем (ГИС) при планировании лесозаготовок, отслеживании затрат на логистику, мониторинге очагов возникновения пожаров. На транспорте - применение автоматизированных систем по мониторингу расхода топлива и износа деталей лесовозных машин. На лесозаготовках - отслеживание легальности заготовки древесины - внедрение систем RFID-меток. При обработке древесины - использование автоматизированных систем сортировки, раскроя, обработки сырья и готовой продукции.
Примеров внедрения автоматизации и элементов инноваций в лесном комплексе множество. Многие современные продукты и технологии, которые применяются в лесной промышленности, адаптируются и переходят из других отраслей, в которых они уже получили успешный опыт внедрения. Чтобы заглянуть в инновационное будущее лесной отрасли, можно посмотреть, какие технологии применяются и разрабатываются в "соседних" отраслях, связанных с освоением ресурсов - сельском и водном хозяйствах, горнодобывающей отрасли, энергетике. Лесная отрасль также стремится к автоматизации работ и снижению доли людского труда, хотя до сих пор среднее количество сотрудников на российских современных лесоперерабатывающих комплексах превышает аналогичный показатель в западных лесоиндустриальных странах (Финляндия, Швеция, США, Канада).
Особенно высокими темпами развивается лесозаготовительная отрасль, сегодня доля ручного труда в которой менее 10 процентов (без учета работ на вывозке и строительстве инфраструктуры). Заготовка древесины почти по всей России происходит с помощью современных высокотехнологичных лесных машин. Это харвестеры, форвардеры, скиддеры и другие машины, которые оснащены бортовыми ЭВМ или автономными вычислительно-управляющими модулями на основе микропроцессоров. Например, полностью автоматизирована функция раскряжевки, очистки от сучьев, обмера кубатуры, учета заготовленных сортиментов. Однако управляет такой машиной все же оператор. Существуют и прототипы роботизированных лесных машин, но они слишком дороги в сборке и обслуживании и пока проигрывают конкуренцию классическим машинам.
Современные отечественные крупные лесоперерабатывающие предприятия не отстают по уровню оснащения высокотехнологичным оборудованием и технологиями от западных конкурентов, так как почти все современные технологии в Россию импортируются.
В разрабатываемой сейчас "Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года" ("Стратегия-2030") приводятся такие цифры: объем ежегодных инвестиций лесоперерабатывающими компаниями в оборудование оценивается в 31 миллиард рублей, в том числе 25 миллиардов инвестируется предприятиями ЦБП, а 6 миллиардов составляет цена оборудования для лесозаготовительных компаний. Доля импортируемого оборудования для ЦБП 95 процентов, по лесозаготовительной технике - 60 процентов.
Но в нашей стране практически не производится оборудование как для ЦБП (варочные котлы, оборудование для сушки, содорегенерационные котлы), так и для заготовки леса (харвестеры, форвардеры, валочно-пакетирующие и валочно-трелевочные машины, колесные трелевочные машины). Отечественные предприятия эффективно конкурируют с зарубежными только в сегменте грузовых транспортных средств, где доля отечественных достигает 80 процентов.
Причина такого положения в том, что научные отраслевые организации практически развалились, не ведутся НИР и НИОКР. Наука лесопромышленного комплекса прекратила свое существование еще в начале 1990-х годов, причем не только региональные научно-исследовательские институты, но и центральные лесной промышленности - ЦНИИМЭ, деревообрабатывающей промышленности - ЦНИИМОД, лесохимической промышленности - ЦНИИЛХИ. Отставание лесопромышленной науки России от мировых лидеров составляет сегодня десятки лет.
Отсутствие конкурентоспособных отечественных разработок, технологий и оборудования наносит существенный ущерб российской экономике. В таких условиях программа импортозамещения, курс на которую правительство России взяло в 2014 году, лесопромышленном комплексе по сути не работает.
Интенсивность исследований по тематикам лесного комплекса в России находится на низком уровне. В том же проекте "Стратегии-2030" сообщается, что расходы на НИОКР составляют около 0,01 процента от ВВП лесной отрасли, что существенно ниже зарубежных аналогов. При среднем уровне расходов на НИОКР по лесной тематике в размере 1,4 процента ВВП лесного комплекса, этот показатель достигает 2 процентов в Финляндии, 3,1 - в Норвегии.
Это главная проблема лесного комплекса, на которую должны обратить внимание и государство (как собственник лесов), и лесной бизнес, который заинтересован в передовых технологиях. Сейчас российские предприятия полностью зависимы от западных технологий и оборудования. Решение есть, хотя и непростое: необходимо возрождать отраслевую науку лесного комплекса.