Отправляясь в странствия, Олег ставил себе два ограничения: маршруты - нетуристические, транспорт - некоммерческий. На попутках и пешком парень "намотал" по 19 странам Евразии более 80 тысяч километров.
- В любое дело нужно вкладывать мозги и средства. Обычно одного дано больше, чем другого. Хотите путешествовать бюджетно - развивайте голову! - посоветовал Багров. - Учите языки, хотя бы на базовом уровне. Я всегда стараюсь запомнить несколько расхожих слов: спасибо, пожалуйста, еда, туалет, где, сколько стоит, дешевле… Если едете по "диким" местам, где вряд ли поймут английский, берите с собой бумажку с текстом на местном наречии: кто я, что делаю, что мне интересно. С переводом поможет Интернет или знакомые.
Чтобы экономить на жилье и экскурсиях, а заодно глубже погружаться в жизнь других народов, Олег зарегистрировался в сети Couchserfing.com. Этот популярный сервис позволяет напроситься в гости к отзывчивым людям, которые могут стать вашими друзьями или попутчиками. В Куала-Лумпуре Багров нашел "прописку" у украинца, в Киргизии - у семейной пары из Норвегии (женщина оказалась настоящим русофилом).
В долгом путешествии по странам Азии Олегу пришлось устроиться на работу (ждал очередную визу). Так он стал гидом-переводчиком, а кров нашел благодаря знакомому в буддистском монастыре на Пхукете.
- Там кормили, остановка туристических автобусов была рядом - денег я почти не тратил. Потом поехал в Малайзию и стал узнавать, как добраться до Индонезии. Поскольку идея была в том, чтобы не пользоваться коммерческим транспортом, я решил попроситься на яхту. На паруснике вас могут взять в команду, если, допустим, в последний момент кто-то заболел или не смог приехать. Иногда капитан ищет помощников заранее - такие объявления размещают на Findthecrew.net, там даже коммерческие грузоперевозчики встречаются, - объяснил Багров. - Две недели я колесил по побережью, искал стоянки яхт, приставал ко всем с расспросами. Оставил контакты начальнику порта, написал свой e-mail на доске объявлений… И наконец узнал, что 82-летний капитан Гленн Смит из Нью-Йорка ищет себе товарища, чтобы плыть на Филиппины.
Старт намечался через два месяца. Поэтому Олег изменил своим правилам и заплатил за паром до Индонезии, чтобы проехать по укромным уголкам этой страны. Вернувшись, поселился на яхте Смита. Обычно члены команды сбрасываются на стоянку корабля и еду, но старик и этого не потребовал. Русский "юнга" тратил деньги только на суше.
В Воронеже Багров ходил под парусом лишь раз и умел разве что узлы веревочные вязать. За 3,5 тысячи километров пути многому научился.
- Что делать на яхте два месяца? Ты не купаешься, просто по очереди с напарником смотришь на море, сверяешься с картами. Я нашел в каюте книгу Chapman piloting and seamanship - ее называют "библией моряка". Изучал, выписывал термины. Вел дневник. Чтобы развить правое полушарие, писал левой рукой и под конец обходился ею так же легко, как правой.
Опыт Олега Багрова, безусловно, экстремален: в том путешествии он пробыл 13 месяцев. В Воронеже мало что держало: работа на фрилансе, своей семьи нет. Родителям он свои планы честно открыл, научил их пользоваться электронной почтой и обещал выходить на связь. В цивилизованных местах звонил по скайпу или строчил письма. В джунглях Суматры вышел в Интернет из полицейского участка - стражи порядка не взяли ни копейки.
- Путешествие окрашивает жизнь, там за день происходит уйма событий. Дорога учит терпению, - размышляет Олег. - Помню, мы возвращались с Эльбруса и целый день не могли поймать машину на трассе под Ростовом. Злились. А в итоге нас подбросил москвич, отличный парень, сам заядлый путешественник. Возможно, жизнь идет своим чередом в правильном направлении.
Кирилл Чеузов из Читы, более известный под псевдонимом Странник Че, колесит по миру два года, тратя не более 15 тысяч рублей в месяц. Повидал свыше 30 стран и пару сотен городов в Европе и Азии. Парень с дипломом инженера оптоволоконной связи зарабатывает на книгах и семинарах, четких планов не строит и, кажется, в любой точке планеты чувствует себя как дома. Хотя раньше был "оседлым" провинциалом.
Однажды он поехал в Иркутск на бизнес-мероприятие и встретил друга, который добирался из Москвы до Владивостока автостопом. Чеузов, весь такой в красных мокасинах и с "цивильной" сумкой, мигом добыл грязные штаны, ложку и палатку, чтобы за две недели освоить азы бэкпэкинга. Так называют самостоятельные и экономичные путешествия.
Кирилл стал легок на подъем. Он отслеживает предложения на сайтах вроде Vandrouki (есть версии на доменах .ru, .by, .asia и других, а также в соцсетях) и Pirates.ru.com, где "выбрасывают" дешевые билеты. Выбирать надо быстро, предупредил Странник Че:
- Например, была 15-минутная акция - слетать за 500 рублей до Крыма. Все раскупили! Или за 15 тысяч на Кубу на 12 ночей с перелетами… Часто билеты продают с таким расчетом, чтобы вы на выходные смотались туда и обратно. Без вещей, конечно. Но зачем они на два дня? Если же путешествие долгое и вы планируете останавливаться в гостях, берите сувениры, подарки. И будьте открытыми миру! Как правило, люди друг другу помогают.
Некоторые интернет-ресурсы позволяют купить билет на чартерный рейс. Да и с помощью обычных лоукостеров (авиакомпании с низкими тарифами) можно серьезно сэкономить. Главное - внимательно читать условия.
- Например, я слетал в Испанию за пять евро. В небе 2,5 часа - и вы на месте. Только не в Барселоне, а в Жироне: между ними 110 километров. От аэропорта до центра Жироны - два евро, еще 12,5 - на поезд до Барселоны. Иногда такие расходы делают полет лоукостером нецелесообразным, - пояснил Чеузов. - Некоторые тарифы подразумевают отсутствие багажа. Если вы оплачиваете его при покупке билета, то это, грубо говоря, десять евро, а если в аэропорту - уже 30-50. Уточняйте нормы для ручной клади - по габаритам и весу.
Поскольку лоукостеры экономят на персонале, вам придется покупать билеты онлайн, незадолго до вылета регистрироваться на сайте и, возможно, распечатывать посадочный талон. В аэропорту распечатка обойдется в 15-30 евро. Скорее всего, вы не сможете выбрать себе место в салоне. Не ждите еды и напитков на борту, откидной спинки…
Многих тяготит дорога к месту отдыха - неудобно, нечем заняться. Бэкпэкер умеет получать удовольствие от процесса перемещения. И из окна можно многое увидеть!
- Европейские поезда - это почти обязательно кондиционеры, розетки, просторные туалеты и иногда Wi-Fi. Скукота, короче. И дорого. А вот в Юго-Восточной и Центральной Азии поезда - самый дешевый транспорт. Но готовьтесь к тому, что при копеечном тарифе это будет кусок железа на колесах с дырками под окна, где люди сидят даже на ступеньках, - подчеркнул Кирилл. - Если одеться соответствующе, к тебе все будут расположены. Помню, как мы с американкой ехали по Индии: деревянные сиденья, пять человек на полке, полусломанный вентилятор - и джунгли кругом. Индусы обложились сумками и смотрят с изумлением: "Что ты, белый человек, здесь забыл?!" Мне казалось, что я на киносъемках. Остановки не объявляют, скорость 20 километров в час - можно на ходу сойти и запрыгнуть в соседний вагон. Если взять самый дешевый билет на самый долгий поезд в какую-нибудь дыру, то получишь такие эмоции, что… Что ты вряд ли захочешь повторить.
По Европе экономные туристы ездят на автобусах перевозчиков-лоукостеров типа EcoLines, SimpleExpress, FlixBus или Luxexpress. Между городами внутри страны билет может стоить пять евро. В салоне почти наверняка будет кондиционер, туалет и умывальник с горячей водой.
- Автостопом хорошо ездить по России или по Азии, где машины сами остановятся, увидев тебя идущим вдоль дороги. А в Европе боятся, наверное. На короткие расстояния там удобно перемещаться с попутчиками, найденными через сервис Blablacar или его аналоги (Prevoz на Балканах, Amowens в Испании). Правда, тут подвести могут и водители, и пассажиры, - добавил Чеузов. - Кстати, Blablacar берет с пассажиров комиссию во всех странах, кроме России. Иначе здесь люди будут бронировать место, чтобы получить телефон водителя, а потом отменять бронь и договариваться без посредника…