Предлагается внести поправки в федеральный закон о ветеранах, включив туда новую категорию - бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, которые фашисты создали во время войны. Им, так же как и ветеранам - участникам боевых действий с инвалидностью, может быть предоставлено право на получение еще одной государственной пенсии по инвалидности.
Авторы инициативы считают вопрос наболевшим. За годы войны сотни тысяч детей были замучены в фашистских концлагерях, прошли принудительное донорство и рабский труд. Сегодня в России проживает свыше 140 тысяч бывших несовершеннолетних узников концлагерей, из которых почти 60 тысяч имеют инвалидность. Они наравне с ветеранами награждаются юбилейными медалями ко Дню Победы, получают к юбилеям денежные выплаты, но до сих пор не признаны ветеранами войны.
По мнению питерских депутатов, сложилась парадоксальная ситуация: по федеральному закону о ветеранах несовершеннолетние узники фашистских концлагерей имеют те же меры социальной поддержки, что и участники войны. При этом в пенсионном законодательстве прописано, что участники войны с инвалидностью и жители блокадного Ленинграда с инвалидностью имеют право на получение одновременно двух пенсий (страховой пенсии по старости и по инвалидности), однако у бывших несовершеннолетних узников концлагерей с инвалидностью право на получение одновременно двух пенсий отсутствует.
Предложенные поправки дают бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей право на одновременное получение двух пенсий: страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, назначаемой по условиям и нормам, установленным для граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда".
В этом случае вторая пенсия рассчитывается как 200 процентов от размера социальной пенсии, которая сейчас составляет чуть больше 4,9 тысячи рублей (итого 9,9 тысячи рублей) для инвалидов первой группы, 150 процентов размера социальной пенсии (7,4 тысячи рублей) для инвалидов второй группы и в размере социальной пенсии для инвалидов 3 группы.
На дополнительные выплаты, по предварительным расчетам, из федерального бюджета может потребоваться 5,3 миллиарда рублей в год. Впрочем, эксперты полагают, что не стоит давать государственной казне нагрузку именно в виде пенсий.
По мнению директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяны Малевой, при принятии решения о начислении второй пенсии бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей нужно внимательно соотносить существующие финансовые возможности бюджета, которые, понятно, не резиновые. "Любые дополнительные расходы в части пенсий ложатся на плечи работающего населения. Вряд ли это нужно, с учетом того, что пенсионная система уже перегружена", - продолжает собеседница "РГ".
Татьяна Малева считает, что в данном случае речь идет о компенсации за утраченное детство. Вряд ли стоит смешивать восстановление справедливости с пенсионными накоплениями, которые граждане должны вырабатывать в процессе своей трудовой деятельности. По ее мнению, пусть такие выплаты будут, но в виде социальных пособий.