Новости

14.09.2017 16:43
Рубрика: Общество
Проект: В регионах

Бег без дорожки

В Крыму не хватает спортивной инфраструктуры для инвалидов
В Евпатории прошел всероссийский спортивно-физкультурный фестиваль "Пара Крым". Его участники соревновались в легкой атлетике, парусном спорте, пауэрлифтинге, плавании, настольном теннисе и дартсе. По итогам командного зачета первое место заняла команда из Челябинской области. Второе досталось спортсменам из Иркутской области, третье - у команды Санкт-Петербурга. Все команды-победители получили призы от производителя спортивного снаряжения.
В Евпатории на спортивном фестивале собрались представители 65 городов России. Фото: Сергей Винник/ РГ В Евпатории на спортивном фестивале собрались представители 65 городов России. Фото: Сергей Винник/ РГ
В Евпатории на спортивном фестивале собрались представители 65 городов России. Фото: Сергей Винник/ РГ

Центр паралимпийского движения в республике собрал представителей 65 городов РФ. Представители власти и общественники снова заговорили о том, как облегчить жизнь людям с ограниченными физическими возможностями. Последние, например, хотят знать, что делают для людей с ограниченными возможностями в строящемся терминале аэропорта "Симферополь", сколько на полуострове пляжей, оборудованных для инвалидов, и как решается проблема транспортной доступности разных городов Крыма. Они считают, что вопросов было бы меньше, если бы между общественными организациями инвалидов, властью и бизнес-структурами существовал диалог.

Один центр на всех

Оксана Годлевская - спортсмен-любитель, выступающая в легкоатлетической дисциплине - бег на инвалидных колясках. За время своей спортивной карьеры она участвовала во всероссийском открытом фестивале по спортивному туризму в поселке Малояз Республики Башкортостан, занимала призовые места в марафонах "Скифский берег", а теперь ей выпала честь представлять республику на III всероссийском физкультурно-спортивном фестивале "Пара Крым". В центре "Эволюция", где собрались почти 500 участников из 65 регионов страны, созданы все условия для занятий спортом для людей с ограниченными возможностями, но в родном городе Оксаны для тренировок инвалидов инфраструктуры практически нет.

- В Керчи за последние три года ничего не изменилось, инфраструктура для инвалидного спорта не появилось, - констатирует она. - Муниципальные власти хоть и говорят, что они работают в этом направлении, но на деле ничего не происходит.

Не лучше ситуация и в Симферополе. Если инвалидный спорт и упоминают, то только в связи с высшими достижениями на паралимпиадах. А ведь спортсменов-любителей гораздо больше, чем профессионалов. Для их тренировок в Симферополе условия отсутствуют.

- Не хватает инфраструктуры, в городе нет ни одного работающего бассейна, где могли бы заниматься инвалиды, - говорит теннисист Вадим Лукашенко.

Ситуация в Евпатории лучше - здесь находится центр паралимпийского спорта.

- У нас есть спортивный клуб, оборудование, работают квалифицированные тренеры, развивается пауэрлифтинг, паракарате, - говорит председатель городской федерации спорта инвалидов Валерий Темнеков. - Город выделил две ставки на карате. Пауэрлифтингом занимаются специалисты центра Инваспорта. Для горожан многое делается, но этого все равно недостаточно.

Нужен диалог

Отсутствие спортивной инфраструктуры - только верхушка айсберга проблемы, решения которых ждут люди с ограниченными возможностями. Одна из них - транспорт. В сентябре аэропорт Симферополя принимал участников фестиваля "Пара Крым" и получил благодарность от спортсменов-инвалидов.

- В прошлом году приехали 75 спортсменов с техническими средствами реабилитации, в этом сразу 125, - рассказал президент российского спортивного союза инвалидов Флюр Нурлыгаянов. - В аэропорту нас принимали прекрасно. Это показывает возможности Крыма в плане спорта, отдыха и оздоровления.

В пресс-службе сообщили, что каждый месяц аэропорт обслуживает около 2000 человек, которым требуется помощь для посадки в самолет. С инфраструктурой, по их словам, все в порядке - парковка для инвалидов оборудована кнопками вызова сотрудников, регистрация на рейс пассажиров с ограниченными возможностями проходит вне очереди. Есть 20 инвалидных колясок для перемещения в терминалах, колясками оборудованы амбулифты, которые доставляют тяжелобольных людей на борт самолета.

О том, какой будет инфраструктура для инвалидов в новом строящемся терминале аэропорта, общественники не знают, и потому хотят убедиться, что об инвалидах не забудут.

- Нужно провести встречу с общественными организациями, проинформировать о том, что предусмотрено для людей с ограниченными возможностями, - говорит председатель Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), депутат Государственной думы РФ Михаил Терентьев. - Коммуникация почему-то не выстроена.

В строящемся терминале привокзальная площадь и новое здание, в том числе 28 лифтов, спроектированы как элементы безбарьерной среды. "Когда новый терминал перейдет в высокую стадию готовности", инвалидов-общественников и активистов пообещали пригласить на строительную площадку, чтобы протестировать инфраструктуру.

Гораздо более остро "проблема доступности" стоит с общественным транспортом. Если на городских маршрутах нескольких городов полуострова работает низкопольный транспорт со специально оборудованными местами, то переезд между муниципалитетами для людей с ограниченными возможностями остается препятствием, порой непреодолимым. Минувшим летом единственный пока такой автобус появился на маршруте Саки - Симферополь, но этого крайне мало. По мнению общественников, частично снять остроту проблемы могли бы автошколы, где инвалиды будут получать права, но в Крыму пока нет ни одних курсов, где были бы учебные автомобили с ручным управлением. И хотя об этой проблеме говорят уже не первый год, ничего не меняется. Это же относится к оборудованным пляжам.

Список обещаний

В действительности по программе "Доступная среда" в Крыму делается немало, но недостаточно, учитывая, что регион курортный и ежегодно на полуострове принимают не менее пяти миллионов туристов. По данным профильного министерства, в РК есть минимум 69 пляжей, в разной степени приспособленных для людей с ограниченными возможностями. Минтранс РК обещает, что необходимых автобусов станет больше. Учитывая, что переоборудование одной машины обходится от 500 тысяч рублей до 1 миллиона, сознательным перевозчикам в министерстве обещают бонусы - они получат преференции в виде дополнительных баллов на конкурсе определения перевозчиков.

Предприятие "Крымавтотранс" до конца года обещает потратить 14,5 миллиона рублей на переоборудование автостанций в Симферополе, Саках, Евпатории и Ялте. Появятся пандусы, в зданиях расширят двери, обустроят специальные залы. Для слабовидящих сделают подсветку и таблички со шрифтом Брайля.

Администрация Симферополя также планирует в течение двух ближайших лет направить 9 миллионов рублей на создание доступной среды. Эти средства израсходуют на 60 объектов. Чтобы выстроить коммуникацию между общественниками, властью и бизнесом, Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) намерено открыть в Крыму свой филиал.

- Региональная организация будет способствовать решению многих проблем, ВОИ сотрудничает с федеральными и региональными органами власти, - сообщил ее председатель Михаил Терентьев. - Мы не просто критикуем, но и предлагаем решение.

Комментарий

Елизавета Кожичева, министр спорта Крыма:

- В Саках создан региональный центр "Инваспорта". Эта структура полностью финансирует участие крымских паралимпийцев во всероссийских и международных соревнованиях. На базе центра "Эволюция" регулярно проводятся сборы. Спортсмены недавно получили экипировку, чтобы представлять республику на всероссийских соревнованиях.

Кстати

5 миллионов рублей в год предусмотрено в бюджете Крыма на проведение календарных мероприятий спортсменов с инвалидностью.